Папки-передвижки

Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми

Юля Целищева
Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная) и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента (личностная).

Публикация «Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми» размещена в разделах

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, обусловленную слабостью нервной системы и хаотичностью нервных процессов, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и др., и, с другой стороны, как условие и результат социализации (Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан, Е. Савина). Вопрос о причинах возникновения тревожности у дошкольников в настоящее время остается открытым. Однако основными психологическими причинами тревожности у детей дошкольного возраста могут быть:

1) индивидуальные особенности ребенка;

2) смена социальных ролей;

3) нарушение социального статуса ребенка;

4) низкая самооценка ребенка;

5) неудовлетворение ведущих возрастных потребностей ребенка;

6) нарушение детско-родительских отношений;

7) личностная тревожность матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком;

8) неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями;

9) развод родителей;

10) особенности взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок.

Решение проблемы детской тревожности требует как можно более раннего определения уровня тревожности с целью его дальнейшей профилактики и коррекции.

Основными формами и методами в работе с тревожными детьми по нашему мнению являются:

1. Наблюдение и выявление детей с заметными признаками тревожности.

2. Отслеживание ситуаций, в которых эта тревожность больше всего проявляется.

3. Создание оптимальных условий по исключению причин ситуативной тревожности у детей.

4. Наблюдение за характером общения матери с ребенком.

5. Наблюдение за организацией жизни детей в группе – чуткое и доверительное отношение к тревожному ребенку, обеспечение ему эмоциональной поддержки со стороны взрослого.

6. Диагностика уровня тревожности детей.

7. Определение уровня тревожности родителей и педагогов.

8. Консультирование родителей и педагогов по профилактике ситуативной тревожности у детей.

9. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов для детей с высоким уровнем тревожности.

Психологическая служба детского сада выявляет психологические аспекты всех структурных составляющих системы воспитательно-образовательного процесса и обеспечивает их учет в работе воспитателей и узких специалистов с детьми, ведет работу с родителями по повышению их психологической компетентности.

Задачи коррекционной работы были поставлены на основе анализа результатов диагностики и оценки ближайшего вероятного прогноза развития.

Для выявления и определения уровня тревожности у детей младших и средних групп воспитателям было предложено заполнить бланки наблюдений «Критерии определения тревожности у ребенка» (П. Бейкер, М. Алворд) и «Признаки тревожности» (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Определение уровня тревожности у детей старших и подготовительных групп была проведено по методике «Рисунок человека» (интерпретация Л. М. Костиной).

Для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми был использован «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

В связи с тем, что нарушение социального статуса ребенка в группе может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность, с детьми старших и подготовительных групп было проведено социометрическое исследование «Два домика» (Т. Д. Марцинковская).

Для выявления особенностей внутрисемейных отношений с детьми старших и подготовительных групп был проведен тест «Моя семья» интерпретация Г. Т. Хоментаускаса.

Для диагностики наличия страхов с детьми младших, средних, старших и подготовительных групп был проведен опрос «Страхи у детей» (А. И. Захаров).

Предварительная информация перед проведением коррекционно-развивающих занятий включала в себя:

• преобладающие психические состояния ребенка дома;

• преобладающие формы поведения ребенка дома;

• особенности внутрисемейных ситуаций;

• сведения о точном составе семьи, его изменении на протяжении жизни ребенка;

• присутствие травмирующих ситуаций в жизни ребенка;

• преобладающие психические состояния ребенка в дошкольном учреждении;

• преобладающие варианты поведения ребенка в дошкольном учреждении или с малознакомыми людьми;

• возможные причины подобных состояний;

• возможные причины поведения ребенка;

• результаты диагностических исследований уровня тревожности ребенка и, лиц его ближайшего окружения (мамы, папы, воспитателя).

Полученные результаты позволили оценить степень выраженности тревожности у дошкольников. Было обследовано 84 ребенка, дети старшей и подготовительной группы. Ни один ребенок не набрал количество баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. 76% детей (64реб.) имеют средний уровень тревожности. 24% детей (20д.) имеют высокий уровень тревожности.

Корреляции высокого уровня тревожности со статусным положением ребенка в группе сверстников не выявлено. Один тревожный ребенок находится в статусной категории «непринятый».

Не просматривается корреляция между высокой тревожностью ребенка и особенностями внутрисемейных отношений.

Результаты опроса «Страхи у детей» показали, что количество страхов у обследованных детей соответствует возрастной норме.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с тревожными детьми была использована программа Л. М. Костиной «Сказочная шкатулка» (С-П 2003) в рамках директивной игровой терапии.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Было сформировано 4 подгруппы, всего 20 детей старшей и подготовительной группы с высоким уровнем тревожности, из них 18 мальчиков и 2 девочки, ночующих среди этих детей не было. Несколько детей иногда оставались ночевать.

Занятия строились по принципу концентричности по трем циклам. На занятиях каждого цикла детям рассказывалась сказка. При этом детям предлагалось сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла движения выполнялись вместе с детьми. В ходе последующих циклов придумывать движения предлагалось самим детям. Занятия проводились 2 раза в неделю. Для закрепления опыта преодоления фрустрирующей ситуации в конце занятия тревожным детям было предложено нарисовать то, что больше всего запомнилось в сказке. После этого с каждым ребенком индивидуально проводилась рефлексия.

На занятиях первого цикла у детей можно было наблюдать скованность, боязливость в движениях, иногда суетливость, почесывания, подергивания и т. д. Некоторые дети говорили шепотом, а при показе движений ходили осторожно, на носочках. Наблюдалось постоянное соотнесение действий ребенка с реакцией психолога. У мальчиков тревожность проявлялась еще и в том, что почти все затруднялись придумывать продолжение сказки, т. е. они не смогли преодолеть фрустрирующую ситуацию. В то же самое время девочки смогли придумать продолжение сказки, двигательно ее показать и самостоятельно владели ролью-образом. Анализируя результаты работы в первом цикле можно сделать вывод, что вводимая взрослым роль-образ помогала детям преодолеть зажатость и безынициативность, а особая внутренняя позиция, которая при этом складывалась у детей, помогала им справиться с тревожащей ситуацией.

На занятиях второго цикла дети меньше соотносили свои действия с реакцией психолога. Наблюдалось снижение скованности и боязливости в движениях и речи. Зато повысились агрессивные проявления у мальчиков. Тем не менее подобное отыгрывание очень важно для высокотревожных детей, так как оно помогало снять напряжение и смоделировать тактику поведения, что и приводило к снижению беспокойства и тревожности. У девочек в процессе занятий агрессивные проявления менее выражены, сюжеты продолжения сказок бесконфликтные. Анализируя результаты работы во втором цикле можно сделать вывод, что дети научились решать игровые проблемные ситуации без опоры на роль-образ, самостоятельно придумывая сюжет.

На занятиях третьего цикла у детей можно было наблюдать внешние признаки снижения тревожности : снижение скованности, боязливости в движениях и речи, уменьшение суетливости, максимальное выражение чувств. Сюжеты продолжения сказок, придуманные детьми стали развернутыми и содержательными. Дети старались перенести опыт, полученный в процессе занятий в реальную жизнь. Анализируя результаты работы в третьем цикле можно сделать вывод, что у детей сформировалась внутренняя позиция, способствующая принятию самостоятельных решений, что в свою очередь снижает уровень тревожности.

После проведения коррекционно-развивающей работы было проведено наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием, деятельностью детей. Результаты наблюдения показали, что большинство детей стало более самостоятельными, активными, жизнерадостными, менее беспокойными, научились спокойнее воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Результаты диагностики («Тест тревожности» Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) показали, что уровень тревожности по коррекционной группе снизился на 31%. Однако у Ильмира Т. и Семена К. уровень тревожности остался высокий. Для организации углубленной работы по дальнейшей психологической помощи этим детям были проведены следующие мероприятия:

1. собеседование с родителями и педагогами детей о результатах проведенной коррекционно-развивающей работы и выяснение возможных причин подобных состояний у детей;

2. проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, способствующих снижению уровня тревожности.

Анализ причин высокой тревожности у детей показал, что у Ильмира Т. основной причиной является развод родителей, а также наличие травмирующей ситуации (авария, у Семена К. основной причиной высокой тревожности являются индивидуально-типологические особенности нервной системы.

Для проведения индивидуальной работы с высокотревожными детьми была использована программа Л. М. Костиной, в рамках недирективной игровой терапии (С-П 2006). Цель программы – снижение высокого уровня тревожности у детей. Каждое занятие состояло из трех фаз:

1) свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2) конкретные игры или отыгрывание игровых ситуаций на снятие тревожности, предлагаемых психологом;

3) свободная игра ребенка.

В процессе индивидуальной коррекционной работы с высокотревожными детьми психологом, родителями и воспитателями велся дневник наблюдений, который содержал опросный лист, включающий вопросы о внешних изменениях в поведении и эмоциональном состоянии детей как дома, так и в детском саду.

На первых занятиях у детей наблюдалась исследовательская бессистемная игра, в которой они соотносили свои действия с реакцией психолога. При этом дети демонстрировали высокий уровень тревожности. На дальнейших занятиях продолжалась бессистемная, отрывочная игра, но происходило общее снижение исследовательской активности, зато повышались агрессивные проявления. На следующих занятиях наблюдалось уменьшение бессистемных и агрессивных игр. Дети пытались установить отношения с психологом, при этом они выдавали наибольшее количество информации о себе. Именно в этой фазе занятий выявлялись причины высокой тревожности и отыгрывались травмирующие ситуации в сюжетно-ролевых играх. Дети тем самым освобождались от негативных переживаний, что в свою очередь способствовало снижению уровня тревожности.

После проведения индивидуальных занятий с детьми была проведена диагностика уровня тревожности («Тест тревожности» Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки). Результаты показали, что уровень тревожности у детей снизился на 21%. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях. В играх стали меньше проявлять робость и нерешительность, а полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.

Работа с педагогами.

Для организации работы по профилактике и снижению уровня тревожности у детей в условиях д/сада ведется систематическая работа с педагогическим коллективом. Она проводится в направлении психопросвещения и планируется в 2 этапа.

Первый этап – сбор информации по результатам анкетирования и диагностики. Анализ полученных ответов дает возможность узнать, как воспитатели понимают тревожность, причины ее возникновения, пути решения проблемы. Диагностика позволяет определить уровень тревожности самих воспитателей. Для этой цели была использована методика «Самооценка эмоциональных состояний» (Г. Айзенк, где были взяты две шкалы: шкала тревожности и шкала фрустрированности. Было обследовано 18 педагогов.

Результаты диагностики уровня тревожности у воспитателей показали, что у 50% воспитателей – средний уровень тревожности, у 50% - низкий. У 61% воспитателей низкая выраженность состояния фрустрированности, у 33% - средняя, у 6% (1восп.) - высокая. Результаты положительные.

По результатам полученной информации была запланирована работа, в которую входило проведение обучающего семинара «Взаимодействие с тревожными детьми». Семинар проходил со всем педагогическим коллективом в два этапа. На первом этапе давались теоретические знания: мини-лекции «Что такое тревожность», «Как выявить тревожного ребенка», «Как помочь тревожному ребенку».

На втором этапе анализировалась развивающая среда и проводилось обучение по использованию практических упражнений и игр в работе с тревожными детьми, обеспечение индивидуального подхода. Воспитателей знакомили с основными направлениями работы с тревожными детьми, такими как:

• повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

• обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

• развитие навыков владения собой в трудных ситуациях.

Для повышения самооценки и уверенности в себе проводились игры «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки» и др., цель которых – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников. В детском саду накоплен опыт совместного составления педагогами, родителями и детьми «Книги о себе». В ней отражены интересы, желания, умения детей; есть глава, в которой дети рассказывают (а родители или педагоги записывают) :

• дела, которые ребенок умеет делать хорошо;

• вещи, которые он любит;

• людей, которых любит;

• любимые мультфильмы;

• хорошие поступки и т. д.

В книгу помещают стихотворения, рисунки, сочиненные детьми сказки, записывают пожелания сверстников и взрослых в дни рождения детей. Совместное оформление книги сближает родителей и детей, развивает у дошкольников оптимистический склад мышления, формирует положительные установки на предстоящую деятельность.

Раз в месяц педагоги проводят с детьми упражнение «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни», просят назвать все, что приносит им радость. Упражнение «Я умею, я могу» проводилось следующим образом: ребенок шепотом сообщает воспитателю о своих умениях, а потом ответы озвучиваются. Дети, говоря о своих достижениях, берут на себя некоторую ответственность: они должны следовать установленному ими самими образцу поведения и деятельности. Для снижения психомышечного напряжения воспитатели ежедневно проводят упражнения «Насос и мяч», «Ласковый мелок» и др. Известно, что тревожные дети засыпают с трудом, поэтому для облегчения процесса засыпания воспитатели используют грамзаписи русских народных колыбельных песен как при организации дневного сна, так и ночующих детей.

Не для кого не секрет, что эмоциональное состояние педагога передается детям. Вот поэтому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе. С целью профилактики тревожности воспитателям было предложено выполнять вместе с детьми релаксационные упражнения, использовать технику глубокого дыхания, массаж.

Работа с родителями.

Данная работа не может быть реализована без поддержки, понимания и помощи родителей. Известно, что тревожность родителей зачастую передается детям. Поэтому мы провели анкетирование «Оценка уровня тревожности» (А. И. Захаров). Было обследовано 75 родителей. Результаты диагностики уровня тревожности родителей показали, что у 76% родителей (57чел.) благополучное состояние нервной системы, у 24% родителей (18чел.) высокий уровень тревожности. Чтобы получить более объективные сведения об эмоциональном состоянии родителей тревожных детей была проведена диагностика «Шкала ситуативной тревожности» (Ч. Д. Спилберг, «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л. И. Вассерман). Было обследовано 13 родителей. Результаты диагностики родителей тревожных детей показали, что у 11 родителей (84%) умеренный уровень ситуативной тревожности, у 2 р. (16%) высокий. У 12родителей (93%) умеренный уровень социальной фрустрированности, у1р. (7%) отсутствие фрустрированности. Качественный анализ показал, что родители удовлетворены своим образованием, взаимоотношениями с коллегами, родителями, детьми, своим образом жизни в целом. Неудовлетворены жилищно-бытовыми условиями, отношениями с супругом (ой, материальным положением, сферой бытового и медицинского обслуживания, условиями профессиональной деятельности, возможностью проводить отпуск.

Для решения проблемы тревожных детей нами была создана особая форма общения, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

На первом этапе общения с родителями транслировался положительный образ ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и психологической службой складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (ведение дневников наблюдений).

Третий этап – ознакомление с проблемами семьи в воспитании тревожного ребенка. На этом этапе поддерживается диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

Четвертый этап – совместное оказание помощи тревожному ребенку : повышать самооценку, учитывать возможности ребенка и не предъявлять завышенных требований, быть последовательными и единодушными в воспитании ребенка, ежедневно отмечать его успехи, снизить количество замечаний, использовать ласковые прикосновения, которые помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия.

В работе с родителями использовались разные формы. Наиболее эффективные - консультации, родительские собрания, лекции, совместные занятия с детьми. В «День открытых дверей» родители имели возможность увидеть эффективные методы и приемы взаимодействия с тревожными детьми на занятиях и в повседневной жизни у всех специалистов детского сада.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому им было рекомендовано совместное выполнение релаксационных упражнений с детьми. Родители, которые следовали таким рекомендациям, через некоторое время отмечали приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

В рамках профилактической работы для родителей были подготовлены рекомендации: «Десять советов родителям тревожных детей», «Правила поведения для родителей тревожных детей», «Правила обращения с детскими страхами», «Восемь рецептов повышения самооценки для родителей» (Лючинда Бассет, «Шесть рецептов избавления о гнева» (Е. К. Лютова,Г. Б. Монина).

Итак, организация эмоционально-положительного отношения к тревожным детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятиях, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нем участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога – все это заметно снижает уровень тревожности у детей и облегчает их жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизируют их личностное развитие и снижают риск проявлений тревожности и в детском саду, и за его пределами.

Публикации по теме:

Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Публичная.

Игра. Игровые методы в профилактической и коррекционной работеИгра. Игровые методы в профилактической и коррекционной работе Уважаемые педагоги!Спешу поделиться опытом проведения и трансформации игр для детей, начиная от младшего дошкольного возраста и усложняя.

Методическая разработка «Подвижные игры с тревожными детьми» Подвижные игры с тревожными детьми. Упражнения на релаксацию и дыхание. «ДРАКА» Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Релаксационные игры с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Режим дня и содержание педагогической работы с детьми 4–5 лет В презентации представлены материалы для проведения родительского собрания по теме: "Режим дня и содержание педагогической работы с детьми.

Презентация «Программное содержание, формы и методы работы с детьми по развитию основных движений в младшей группе» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми
Опубликовано: 25 мая 2019 в 18:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД