Приложение МААМ

Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики

Анжела Кошелева
Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики
▼ Скачать + Заказать документы

Мне, как сурдопедагогу, этот прием близок, я часто использую его в работе с без- речевыми детьми, что способствует более успешной коррекции различной речеслуховой патологии. В данном разделе большое внимание уделяется автоматизации произносительных навыков, формированию ритмико-интонационной структуры речи дошкольников, имеющих сложную речевую патологию. Для этого используются разнообразные приемы и виды деятельности. Именно: прием фонетической ритмики и виды деятельности, связанные с музыкальным воспитанием – декламация песен и драматизация музыкальных сказок. На каждом занятии на работу с фонетической ритмикой рекомендуется отводить 5 – 10 минут (в зависимости от возраста воспитанника).

Публикация «Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики» размещена в разделах

Что такое фонетическая ритмика? Это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, движение кистей рук) и естественные жесты сочетаются с произнесением речевого материала.

Характер движений и произнесение речевого материала могут быть разными: плавными и отрывистыми, быстрыми и медленными, напряженными и расслабленными.

Использование упражнений по фонетической ритмике для данной категории дошкольников основано на положении о филогенетической связи между развитием движения, развитием слухоречевого восприятия и формированием произносительных навыков. Упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, произносить речевой материал слитно, в нормальном темпе, правильно воспроизводить звуковую и ритмическую структуру речи, а также выражать свои эмоции интонационными средствами.

Речевым материалом являются доступные и отработанные в произношении звуки, слоги, звукосочетания, слова, словосочетания, фразы и небольшие тексты. Речевой материал подбирается по принципу необходимости в общении и отвечает фонетическим задачам занятия. На занятиях речевой материал произносится дошкольниками сопряженно с логопедом, отражённо и самостоятельно, с движениями и, на поздних этапах, без них. Движения, которые выполняются детьми, предварительно не выучиваются, важно, чтобы все движения происходили по подражанию. Речевой материал также не выучивается, он закрепляется в процессе занятий и должен быть знаком по содержанию и грамматическому оформлению.

При выполнении упражнений логопед и дети стоят или сидят, двигаются по кругу, чтобы они хорошо видели логопеда. Речевой материал детьми проговаривается синхронно с логопедом и с движениями до тех пор, пока он не усвоен. Важно, чтобы на каждом занятии усвоенный материал воспроизводился и без движений. При этом значительную роль играет правильный образец речи логопеда.

Работа по вызыванию (постановке) фонем

/Гласные/

Движения, сопровождающие произношение гласных, должны быть плавными и длительными.

Мною разработаны и апробированы рекомендуемые образцы движений.

А – исходное положение: руки перед грудью, при произнесении звука – широко развести руки в стороны без сильного напряжения.

О – и. п. руки внизу, произнося звук, руки через стороны поднять вверх и округло соединить над головой без сильного мышечного напряжения.

У – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, руки вытянуть вперед с определенным направлением.

Э – и. п. руки вперед – в стороны, произнося звук, руки поднять к плечам без мышечного напряжения.

И – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, тянуть руки вверх, поднимаясь на носках, движение очень напряженное.

Ы – и. п. руки у пояса, указательным движением резко выбросить правую, затем левую руки вперед – в стороны, при произношении слога -ты- движение напряженное, краткое, резкое.

Согласные

/Взрывные глухие/

Движения быстрые, резкие, со значительным мышечным напряжением.

Образцы движений.

П – руки на уровне пояса, произнося слог -па- ,резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, резко опуская руки, одновременно произносить па-па-па… Произнесение -па-можно сопровождать топаньем ноги или двух ног попеременно.

Т – кисти рук у плеч, произнося слог -та-, раскрыть сжатый кулак; раскрывая сжатые кулаки, произносить та-та-та… Можно сопровождать топаньем ноги или попеременным топаньем ног.

К – руки согнуты в локтях, кисти рук у плеч, при произношении слога-ка- резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

/Взрывные звонкие/

Движения быстрые, но расслабленные.

Образцы движений.

Б – руки согнуты в локтях, произнося ба-ба-ба,расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед,произнося-ба-, резко, расслабленно опустить руки вниз.

Д-руки перед грудью,произнося-да-да-да- встряхивать кисти перед грудью, произнося-да,- кивнуть головой.

Г-руки перед грудью,произнося-га-га-га-, соединять указательный и большой пальцы рук. произнося-га-, соединять 1 и 2 палец.

/Смычно - проходные/

Движения медленные, плавные, немного напряжённые.

Образцы движений.

М - руки согнуты в локтях, подняты к плечам ладонями от себя. Произнося -ма- на звук -м- руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление, на звук -а-руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно перетекает в другое.

Н – руки перед грудью ладонями к себе, произнося на-на звук -н- руки вперед, на звук -а- руки свободно в стороны.

Л – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч, произнося ла-ла-ла, делать вращательное движение кистями рук, в конце -ла- сделать резкое вращательное движение кистями рук.

/Фрикативные глухие/

Движения плавные, продолжительные и очень напряженные.

Образцы движений.

Ф – руки на уровне шеи ладонями к себе, локти вниз, произнося звук -ф-, развести руки в стороны.

Х – руки согнуты в локтях, ладони от себя на уровне шеи. При произношении звука -х- руки вытянуть вперед.

С – руки перед грудью произнося звук -с-, руки вниз – в стороны.

Ш – руки перед грудью произнося звук -ш-, делать волнообразные движения руками вниз.

/Фрикативные звонкие/

Движения очень напряженные, дрожащие.

Образцы движений.

В – руки в стороны, произнося звук -в-, слегка покачивать руками и туловищем.

З – руки перед грудью, произнося -з-, долго производить дрожащие движения кистями рук перед грудью.

Ж – руки перед грудью, произнося звук –ж, опускать руки.

/Вибрант/

Р – согнутые перед грудью, руки вращаются одна вокруг другой со значительным мышечным напряжением.

/Аффрикаты/

Работу по вызыванию аффрикативных звуков можно начинать только при правильном произношении ребенком обоих составляющих этих звуков. Сначала надо произносить оба согласных (-тс-,-тш-) без интервала. Между движениями также интервала не должно быть, затем, сокращая время произношения -с- -ш-, перейти на одно движение. Например, резко и с большой силой раскрыть кулаки; подчеркнуть наличие воздушной струи тактильно.

/Дифтонги/

Работа включает два этапа, сначала – обучение произношению слитно звука -и- в сочетании с другими гласными, сопровождая произношение движениями, плавно переходящими одно в другое. Интервала между движениями нет. Затем при произнесении собственно дифтонга (-я-ё-ю-е-, движения рук вверх, ранее сопровождающие произнесение звука -и-, заменяются коротким быстрым движением указательных пальцев вверх.

Движения могут заменяться в пределах одной группы. Иногда дети вместо одного звука произносят другой (та-са). В этом случае движение необходимо закрепить.

По мере овладения детьми звуковой стороной речи, движения становятся единообразными для звуков одной группы. В случае ошибки в произношении следует вернуться к тому движению, в котором звук вызван.

Последовательность работы над речевым навыком:

Сначала педагог произносит звук, слог, слогосочетание, слово, затем дети произносят его вместе с педагогом (сопряженно)два – четыре раза с движениями. После этого педагог проверяет произнесение каждого воспитанника с соответствующими движениями. Затем элемент речи повторяется всеми детьми с движениями и без них сопряженно и отраженно.

Как только ребенок может самостоятельно верно произнести вызываемую фонему изолированно, ее употребление в слове и фразе, следует отказаться от движения.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики
Опубликовано: 7 октября 2014 в 15:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Кошелева (УИ 211458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД