МААМ-картинки

Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики

Анжела Кошелева
Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики

Мне, как сурдопедагогу, этот прием близок, я часто использую его в работе с без- речевыми детьми, что способствует более успешной коррекции различной речеслуховой патологии. В данном разделе большое внимание уделяется автоматизации произносительных навыков, формированию ритмико-интонационной структуры речи дошкольников, имеющих сложную речевую патологию. Для этого используются разнообразные приемы и виды деятельности. Именно: прием фонетической ритмики и виды деятельности, связанные с музыкальным воспитанием – декламация песен и драматизация музыкальных сказок. На каждом занятии на работу с фонетической ритмикой рекомендуется отводить 5 – 10 минут (в зависимости от возраста воспитанника).

Публикация «Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики» размещена в разделах

Что такое фонетическая ритмика? Это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, движение кистей рук) и естественные жесты сочетаются с произнесением речевого материала.

Характер движений и произнесение речевого материала могут быть разными: плавными и отрывистыми, быстрыми и медленными, напряженными и расслабленными.

Использование упражнений по фонетической ритмике для данной категории дошкольников основано на положении о филогенетической связи между развитием движения, развитием слухоречевого восприятия и формированием произносительных навыков. Упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, произносить речевой материал слитно, в нормальном темпе, правильно воспроизводить звуковую и ритмическую структуру речи, а также выражать свои эмоции интонационными средствами.

Речевым материалом являются доступные и отработанные в произношении звуки, слоги, звукосочетания, слова, словосочетания, фразы и небольшие тексты. Речевой материал подбирается по принципу необходимости в общении и отвечает фонетическим задачам занятия. На занятиях речевой материал произносится дошкольниками сопряженно с логопедом, отражённо и самостоятельно, с движениями и, на поздних этапах, без них. Движения, которые выполняются детьми, предварительно не выучиваются, важно, чтобы все движения происходили по подражанию. Речевой материал также не выучивается, он закрепляется в процессе занятий и должен быть знаком по содержанию и грамматическому оформлению.

При выполнении упражнений логопед и дети стоят или сидят, двигаются по кругу, чтобы они хорошо видели логопеда. Речевой материал детьми проговаривается синхронно с логопедом и с движениями до тех пор, пока он не усвоен. Важно, чтобы на каждом занятии усвоенный материал воспроизводился и без движений. При этом значительную роль играет правильный образец речи логопеда.

Работа по вызыванию (постановке) фонем

/Гласные/

Движения, сопровождающие произношение гласных, должны быть плавными и длительными.

Мною разработаны и апробированы рекомендуемые образцы движений.

А – исходное положение: руки перед грудью, при произнесении звука – широко развести руки в стороны без сильного напряжения.

О – и. п. руки внизу, произнося звук, руки через стороны поднять вверх и округло соединить над головой без сильного мышечного напряжения.

У – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, руки вытянуть вперед с определенным направлением.

Э – и. п. руки вперед – в стороны, произнося звук, руки поднять к плечам без мышечного напряжения.

И – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, тянуть руки вверх, поднимаясь на носках, движение очень напряженное.

Ы – и. п. руки у пояса, указательным движением резко выбросить правую, затем левую руки вперед – в стороны, при произношении слога -ты- движение напряженное, краткое, резкое.

Согласные

/Взрывные глухие/

Движения быстрые, резкие, со значительным мышечным напряжением.

Образцы движений.

П – руки на уровне пояса, произнося слог -па- ,резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, резко опуская руки, одновременно произносить па-па-па… Произнесение -па-можно сопровождать топаньем ноги или двух ног попеременно.

Т – кисти рук у плеч, произнося слог -та-, раскрыть сжатый кулак; раскрывая сжатые кулаки, произносить та-та-та… Можно сопровождать топаньем ноги или попеременным топаньем ног.

К – руки согнуты в локтях, кисти рук у плеч, при произношении слога-ка- резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

/Взрывные звонкие/

Движения быстрые, но расслабленные.

Образцы движений.

Б – руки согнуты в локтях, произнося ба-ба-ба,расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед,произнося-ба-, резко, расслабленно опустить руки вниз.

Д-руки перед грудью,произнося-да-да-да- встряхивать кисти перед грудью, произнося-да,- кивнуть головой.

Г-руки перед грудью,произнося-га-га-га-, соединять указательный и большой пальцы рук. произнося-га-, соединять 1 и 2 палец.

/Смычно - проходные/

Движения медленные, плавные, немного напряжённые.

Образцы движений.

М - руки согнуты в локтях, подняты к плечам ладонями от себя. Произнося -ма- на звук -м- руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление, на звук -а-руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно перетекает в другое.

Н – руки перед грудью ладонями к себе, произнося на-на звук -н- руки вперед, на звук -а- руки свободно в стороны.

Л – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч, произнося ла-ла-ла, делать вращательное движение кистями рук, в конце -ла- сделать резкое вращательное движение кистями рук.

/Фрикативные глухие/

Движения плавные, продолжительные и очень напряженные.

Образцы движений.

Ф – руки на уровне шеи ладонями к себе, локти вниз, произнося звук -ф-, развести руки в стороны.

Х – руки согнуты в локтях, ладони от себя на уровне шеи. При произношении звука -х- руки вытянуть вперед.

С – руки перед грудью произнося звук -с-, руки вниз – в стороны.

Ш – руки перед грудью произнося звук -ш-, делать волнообразные движения руками вниз.

/Фрикативные звонкие/

Движения очень напряженные, дрожащие.

Образцы движений.

В – руки в стороны, произнося звук -в-, слегка покачивать руками и туловищем.

З – руки перед грудью, произнося -з-, долго производить дрожащие движения кистями рук перед грудью.

Ж – руки перед грудью, произнося звук –ж, опускать руки.

/Вибрант/

Р – согнутые перед грудью, руки вращаются одна вокруг другой со значительным мышечным напряжением.

/Аффрикаты/

Работу по вызыванию аффрикативных звуков можно начинать только при правильном произношении ребенком обоих составляющих этих звуков. Сначала надо произносить оба согласных (-тс-,-тш-) без интервала. Между движениями также интервала не должно быть, затем, сокращая время произношения -с- -ш-, перейти на одно движение. Например, резко и с большой силой раскрыть кулаки; подчеркнуть наличие воздушной струи тактильно.

/Дифтонги/

Работа включает два этапа, сначала – обучение произношению слитно звука -и- в сочетании с другими гласными, сопровождая произношение движениями, плавно переходящими одно в другое. Интервала между движениями нет. Затем при произнесении собственно дифтонга (-я-ё-ю-е-, движения рук вверх, ранее сопровождающие произнесение звука -и-, заменяются коротким быстрым движением указательных пальцев вверх.

Движения могут заменяться в пределах одной группы. Иногда дети вместо одного звука произносят другой (та-са). В этом случае движение необходимо закрепить.

По мере овладения детьми звуковой стороной речи, движения становятся единообразными для звуков одной группы. В случае ошибки в произношении следует вернуться к тому движению, в котором звук вызван.

Последовательность работы над речевым навыком:

Сначала педагог произносит звук, слог, слогосочетание, слово, затем дети произносят его вместе с педагогом (сопряженно)два – четыре раза с движениями. После этого педагог проверяет произнесение каждого воспитанника с соответствующими движениями. Затем элемент речи повторяется всеми детьми с движениями и без них сопряженно и отраженно.

Как только ребенок может самостоятельно верно произнести вызываемую фонему изолированно, ее употребление в слове и фразе, следует отказаться от движения.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики
Опубликовано: 7 октября 2014 в 15:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД