Папки-передвижки

Содержание работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ

Ирина Просёлкова
Содержание работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ

Цель формирующего этапа эксперимента :

Подобрать и апробировать педагогические условия и средства формирования сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Определить этапы коррекционно-педагогической работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Публикация «Содержание работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

2. Подобрать дидактические игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести серию дидактических игр по формированию сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья проводилась в соответствии с принципами как общей, так и специальной дошкольной педагогики.

Paбoma no формированию сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы проводилась поэтапно.

I этап - подготовительный

Цель: активизировать интерес детей к сенсорному эталону – цвету.

На подготовительном этапе опытно-экспериментальная работа с детьми позволила определить необходимые условия для формирования сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

Формирование сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, наблюдений, разнообразных игр, изобразительной деятельности. В результате ребенок овладевал таким средством выразительности как цвет. Опираясь на репродукции картин, книжные иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства.

Проводилась глубокая целенаправленная работа с детьми : использовался иллюстративный литературный материал, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. (Произведения художественной литературы и репродукции картин, включающие характеристику предметов и явлений).

Детям были предложены произведения художественной литературы: И. Бунина «Листопад», Я. Аким «Цветные огоньки», С. Маршак Разноцветная книга».

Репродукции картин, которые использовались в работе с детьми по обогащению их представлений о цветовом решении, о красоте: И. Левитан «Золотая осень», И. Репин «Осенний букет», Л. Броденая «Золотая осень», А. Головин «Цветы», К. Моне «Поле маков».

Поэтические произведения и отрывки из них, раскрывающие цветовой образ мира С. Маршак: «Зеленая страница», «Желтая страница», «Красная страница». П. В. Говорков. «Цвета радуги». Загадки, раскрывающие цветовой образ мира :

Во время прогулок дети рассматривали осенние цветы, называли их цвета, цвета листвы на деревьях, кустах, травы. Дети сравнивали растения по цвету, выделяли более яркие, насыщенные по цвету и более светлые.

Внимание детей обращалось на окраску деревьев, кустарников, листьев, цветов, неба, сравнивали сочетание зеленого луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек. Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность, и в свою очередь, наблюдение жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Искусство - важный фактор формирования чувства цвета у детей.

Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство. Кроме широкого использования природных богатств цвета, произведений искусства усиливали впечатления также поэтические образы литературы, музыки и других видов искусства.

Например, посещая лес во время экскурсии, в первый раз дети любовались деревьями, цветами, травами и т. д. обращали внимание на красоту затененных уголков и на лесную поляну, освещенную солнцем, на листву деревьев и кустарников, на их цвет, его многообразие и изменчивость. При повторном посещении следует, обратись внимание детей на то, какая красивая и стройная березка, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, как выразительны черные пятна на ее коре. А как меняются серебристо-белые стволы в лучах заходящего солнца! А при восприятии желтеющего осеннего луга недостаточно только издали полюбоваться им, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознали и почувствовали его красоту, дети бегали по лугу, рассматривали осенние цветы, отмечали, какого цвета тот или иной цветок, как в лепестках постепенно переходит один цвет в другой, детям была предложена подвижная игра «Цветные домики», загадки о цветах. Игра вызывала особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизировала и повышала интерес к результату экскурсии.

Большое значение имело в работе с детьми речь самих детей. Во время подготовительного этапа эксперимента ребенок не только видел цвет, но и слышал его обозначение. При формировании сенсорных эталонов цвета было хорошо продумано объяснение, чтобы привлечь внимание ребенка к объекту, вызвать определенные чувства, обобщить виденное и, наконец, постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с сенсорными эталонами цвета дети, активно включались в процесс ознакомления, сами замечали главное, выделяли и понимали отдельные элементы в воспринимаемом. Старалась не ограничиваться называнием одного цвета, а показывала их множество (красный, лиловый, розовый.).

Собирали осенние листья, рассматривали их формы, цвета, называли формы цвета и оттенки, сравнивали листья по величине и цвету. Дети составляли узоры из листьев, ритмично располагали их по форме и цвету; дети составляли из листьев разной формы, величины, цвета изображения разных предметов, рыб, птиц, зверей.

В результате наблюдений у детей формируется образное представление, развивается их воображение. Решая задачи развития у детей восприятия цвета, проводились игры, занятие, где дети учились различать и называть цвета, воспринимали цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликались на цвет, его сочетания, оценивали их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках. Вместе с тем постоянно развивалось у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращала их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений.

Опыт дошкольника еще не велик, поэтому ему необходимо предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть и выделять цветовое богатство мира объясняются многие ошибки в рисунках детей. Поэтому формирование сенсорных эталонов цвета связано в первую очередь с воспитанием способности наблюдать, выделять цвета и оттенки, сравнивать предметы и явления по цвету.

При подготовке непосредственно образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов цвета учитывалось, в какой степени знание цветов и оттенков отвечало задачам, интересам, склонностям и захватывало детей эмоционально. Очень важно было, раскрыть детям эстетическое содержание объекта и роль цвета в этом, причем рассказать в эмоциональной, выразительной форме, использовала образные определения, метафоры, сравнивали разные предметы по цвету.

Знание о цвете у ребенка образовывалось и под влиянием постоянно развивающегося познавательного интереса. Показало, что интересный для ребенка материал вызывал положительное эмоциональное отношение, отличался яркостью, полнотой, им легче прочнее запоминался, быстрее и образно воспроизводился.

Кроме образовательной деятельности, с детьми проводились экскурсии и прогулки в природу. Природа - великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга. Было выявлено, что дым, снег или туман под светом уличных фонарей и фар машин кажется то серебристым, то желтоватым или розоватым (в зависимости от излучаемого цвета?

Родителям было предложено понаблюдать вместе с детьми как меняется цвет облаков во время восхода и захода солнца. Как по-разному выглядят предметы разного цвета на фоне белого снега или грязно-серой стены? Детьми было отмечено, что белизна снега подчеркивает яркость, чистоту цветов.

II этап основной.

Цель: формировать способность различать основные цвета и их оттенки, способность соотносить цвета с названиями, учить адекватному применению цветов при рисовании.

В сенсорном восприятии детей дидактические игры являются ведущими средствами. Игры и упражнения на различение цвета помогают познакомить дошкольников с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающий как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности.

При проведении дидактических игр с детьми с нарушениями речи использовались такие педагогические приемы, как: одновременное выполнение игрового задания с несколькими детьми, при этом каждый занят своим делом и не следит за действиями других, взрослый наблюдает за выполнением заданий и по окончании игры даёт оценку действий каждого ребёнка; использовались вопросы типа «Подумай, во что мы будем играть?» /нацеливали на игру, предупреждали излишние вопросы, позволяли задавать вопросы по предыдущим играм/, «С кем ты будешь играть?» /давали установку на коллективность в игре/; напоминалась инструкция; анализ полученного результата /напоминалось об обязательности сравнения результата с образцом; о проверке соответствия результата правилам и помощь в формировании вывода о качестве работы/.

Детям был предложен ряд дидактических игр. Игры отбирались в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речь); устанавливались соответствия отобранных игр программным требованиям воспитания и обучения детей «средней группы; определялось наиболее удобное временя проведения дидактической игры; выбирались места для игры, где дети могли спокойно играть, не мешая другим. Определялось количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготавливался необходимый дидактический материал для выбранной игры; подготовка к игре. Дидактическая игра «Подбери по цвету» проводилась с подгруппами детей.

С детьми каждой подгруппы была проведена краткая беседа, в которой дети ознакомились с содержанием игры, объяснением хода и правила игры, были показаны игровые действия. фиолетовый цвета. Во время проведения игры со всей группой, после её окончания проводилась подвижная игра «Цветные домики» которая очень нравится детям, они с удовольствием в нее играют, и каждый находит свой домик. В следующий раз после проведения игры было предложено детям нарисовать предмет того или иного цвета использованного в игре (рисование проводилось как самостоятельное задание). Дети рисовали мячи, кубики, чаще были использованы цвета красные, зеленые, синие цвета.

В игровом упражнении, «Какие цвета использованы» дети различали два оттенка одного цвета. Для заинтересованности детей на коврике была организована подвижная игра «Собери цветок», в которой воспитатель принимал участие в качестве играющего. Далее дети были приглашены за столы, где заранее были приготовлены атрибуты к игре. При ознакомлении с правилами игры были показаны способы выполнения задания. Затем детям было предложено самим выполнение задание. Игровое задание выполнялось по подгруппам.

Для закрепления представлений об оттенках проводилась непосредственно образовательная деятельность по рисованию «Разноцветные матрешки», где дети учились добиваться образного решения намеченной темы, путем смешивания красок до получения нового оттенка. Дети смешивали синий и желтый цвета получался светло или темно-зеленый оттенок; красный и желтый цвета - получался светло-фиолетовый или темно-фиолетовый оттенок; красный и синий цвета - получался светло-зеленый или темно-зеленый оттенок. Предлагалось нарисовать матрешек такого цвета, какого они стали. Образовательная деятельность проводилась со всей группой, дети с увлечением смешивали краски, матрешки получились интересные с разными оттенками. Во время игры «Подбери чашки к блюдцам» была использована игровая ситуация. В магазин сначала привезли блюдца продавцы расставили их по полкам, потом привезли чашки, давайте расставим поможем расставить чашки к блюдцам. Игра проводилась по 3 человека. Эта игра проводилась во второй половине дня неоднократно. Были рассмотрены тарелки, блюдца, подносы украшенные росписями хохломы, гжели. Дети перечисляли какие цвета были использованы художниками при росписи.

Цвет воздействует на эмоциональное состояние детей : рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой хохломы, вызывает восхищение, восторг. Детей радовала звонкая яркость, нарядность, праздничность: яркие чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливали цветовой образ, обнаруживали тем самым зачатки элементов образного мышления. Они называли цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными. Теплыми, радостными цветами дети наделяют образы светлее, любимые конечно добрых героев, а злые - холодными, темными гонами. Темные краски у них символизирую зло, коварство, страх, а яркие -добро, радость. Детям было предложено нарисовать на тему «Красивое и некрасивое». «Красивое» дети изобразили яркими теплыми красками, преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. При этом дети часто выбирали цвета не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятно если оно изображено неправильно, скверно, часто закрашено каким-либо темным не милым ребенку цвету. Рисуя «Некрасивое», дети не жалели черной, темно-коричневой, темно-синей краски.

Дидактическая игра «Радуга» была предложена детям в трех вариантах. В первом варианте знакомились с последовательным расположением цветов в спектре, упражняли детей в составлении предметов по цвету. Детям предлагалось послушать стихотворение «Цвета радуги» автор А. Венгер. Как в стихотворении, так и на картинке. Детям было предложено самим составить вторую половину радуги. Дети вызывались поочередно, выбирали соответствующие цвета друг за другом и при помощи крепили их булавками. Остальные дети следили за выполнением задания и давали оценку. Продолжалась игра 15 минут. Во втором варианте было предложено подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образу и по слову используя стихотворение «Цвета радуги». В третьем варианте игры дети учились подбирать цвета радуги в определенной последовательности по представлению используя стихотворение «Краски радуги.

Публикации по теме:

Дидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возрастаДидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Хочу вам рассказать,как интересно и увлекательно можно закрепить цвет,величину,размер,название геометрических фигур. Я.

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Формирование сенсорных эталонов у детей 5–7 лет с задержкой психического развития с помощью системы EduPlay ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «EduPlay».

Комплекс дидактических игр по формированию представлений об окружающей действительности у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры направленные на формирование представлений о признаках времен года (весны, осени, лета и зимы, названий растений, животных.

Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов цвета у детей 4–5 лет «Наши игрушки» Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов цвета у детей 4–5 лет Тема: «Наши игрушки» Цель: способствовать формированию у детей.

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения» Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия.

Консультация «Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет.

Развитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возрастаРазвитие сенсорных эталонов с помощью счетных палочек у детей раннего возраста Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) с помощью счетных палочек у детей раннего возраста. Особая важность сенсорного развития.

Содержание работы по овладению русским языком у иноязычных детей дошкольного возраста Сейчас, в детских садах очень много детей разной национальности (украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки, цыгане). Основная задача.

Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 7 мая 2016 в 00:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД