МААМ-картинки

Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада

Елена Володченкова
Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики и содержания работы с рассматриваемой категорией семей, позволяющих выявить проблемы неполной семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности неполной семьи, большое значение имеет создание условий для содействия понимания матерью или отцом своего положения, своей воспитательной позиции, потребностей ребёнка и осознания цели, к которой она хочет его привести [18, с. 30].

Публикация «Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада» размещена в разделах

И поэтому тот факт, что ребёнок воспитывается одним родителем, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений в развитии ребёнка, не препятствует его счастью, не накладывает на него каких-то специфических черт, каких бы не было у других детей. Дело всего лишь в том, что процесс воспитание в таких условиях труден и возможны определённые опасности, им и придётся уделить внимание в первую очередь социальному педагогу.

Социальный педагог в дошкольном учреждении обеспечивает диагностирование проблем в социуме, социально-педагогическую защиту семьи и личности, психолого-педагогическое просвещение родителей, обобщение и распространение опыта семейного воспитания, способствует возрождению и активизации идей народной педагогики, учитывая национально-этнические особенности семьи. Семейный социальный педагог готовит предложения для местных и вышестоящих инстанций о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и потребностей семьи, детей, досуга несовершеннолетних [29, с. 55].

Неполная семья относится к семье группы риска, т. к. она характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности данной категории семьи. Поэтому социальному педагогу необходимо провести диагностику, а на основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий и направлений для конкретной семьи. Помощь неполной семье в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального педагога по таким направлениям:

- диагностическое (изучение неполной семьи, её проблем);

Реализуя диагностическое направление, социальный педагог изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на дошкольников; выявляет личностные особенности и достоинства детей, их «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения дошкольника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, причины социального неблагополучия неполных семей; выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

- консультативно-информационное;

Социальный педагог организует и проводит

индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, оказывает консультативную и

специализированную помощь одиноким родителям.

- посредническое;

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

- организационное, воспитательное;

Реализуя организаторскую деятельность, социальный педагог : организует социально значимую деятельность детей в открытой микросреде; включает дошкольников в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

На основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности дошкольника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития ребёнка в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

- коррекционное, реабилитационное

Коррекционная деятельность социального педагога заключается в том, что он: старается оградить детей от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки дошкольников и помогает им раскрыться как личности

Повышает уровень правовой грамотности родителей;

организует реабилитацию детей испытывающих различные затруднения в социализации детей, которые вызывают стресс, замкнутость и пр. [32, с. 89].

Содержательное наполнение этих направлений деятельности весьма разнообразно по своему характеру и структуре. Информирование одиноких родителей о типичных недостатках воспитания детей имеет своей целью актуализировать проблемы ребёнка в глазах родителя. Для подготовки родителя к адекватному восприятию такой информации, для установления контакта социальный педагог в первую очередь начинает работу с установления доверия, с объяснения своей позиции. Целесообразно признать, что сама по себе неполнота семьи, как внешняя структурная характеристика, не определяет результата социализации ребёнка. Воспитание в неполной семье не обязательно ведёт к деформации личности ребёнка. Однако в совокупности с неблагоприятными факторами, возникающими как следствие жизнедеятельности семьи, неполнота семьи всё же негативно влияет на социализацию и развитие ребёнка [6, 50].

В связи с этим социальный педагог в дошкольном учреждении убеждает одинокого родителя как важно в интересах ребёнка владеть информацией о негативных факторах, влияющих на развитие ребёнка. Также следует обратить внимание и на эмоциональные факторы, которые оказывают глубокое влияние на развитие личности ребёнка в неполной семье. Поэтому для социального педагога в детском саду решающими стали две функции: обеспечить эмоциональный «тыл» всем членам семьи и подготовить детей из данной категории семей для успешной социализации в общество [10, с. 59].

Следующей задачей социального педагога на пути создания благоприятных условий для личностного развития ребёнка в процессе семейного воспитания является оказание помощи одинокому родителю в решении его воспитательных задач. Для расширения знаний родителя в области воспитания, психического развития ребёнка или подростка социальному педагогу предстоит провести психолого-педагогическое просвещение родителей. Для этой работы социальный педагог предлагает такие формы работы как родительский лекторий, тематические конференции по обмену знаниями в области семейного воспитания, диспуты, дисскусии, индивидуальные консультации. Для преодоления недостатков семейного воспитания социальному педагогу предстоит помочь родителям, воспитывающим детей в одиночку, в формировании таких необходимых умений как:

1. Организовать жизнедеятельность неполной семьи так, чтобы подружиться с ребёнком, совместно решать жизненные проблемы;

2. Всячески поддерживать доверительные отношения с ребёнком;

3. Обеспечивать активную жизненную позицию ребёнка;

4. Формировать в ребёнке стремление к успеху и достижениям;

5. Организовывать совместный досуг детей и родителей;

6. Предъявлять требования к ребёнку и добиваться их осуществления;

7. Относиться критически к недостаткам ребенка;

8. Развивать собственные коммуникативные качества;

9. Планировать вместе с ребёнком его будущее;

10. Поддерживать кооперацию с детским садом для совместных действий по обеспечению позитивной социализации ребёнка в общество [34, с. 52].

Если в рассматриваемой категории семьи нарушены отношения в эмоциональной сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения матери и ребёнка друг к другу, помогает осознать, что подлинная родительская любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребёнку самостоятельности и условий для самоутверждения. Также проводится индивидуальная работа с одинокой матерью или отцом, осуществляется социально-психологическая подготовка одинокого родителя в воспитании ребёнка. Работа социального педагога заключается в определении роли матери и отца в формировании у своего ребёнка адекватного поведения в отношении со сверстниками и организация индивидуальных консультаций с матерью или отцом, а также с ребёнком посредством создания специальных ситуаций [29, 136].

К одному из направлений работы с данной категорией семей относится взаимодействие с другими социальными институтами, учреждениями, которые позволят рационально построить работу с неполными семьями, снизить социальную напряжённость. Главная задача специалиста – обеспечить взаимосвязь с данными источниками. К ним относятся следующие:

- аналогичные семьи, соседи: обмен опытом, организация совместного отдыха, взаимопомощь;

- психолог: оказание помощи в решении проблем во взаимоотношениях с детьми, разработка рекомендаций по улучшению психологического климата в данной семье;

- место работы родителей : вопрос о предоставлении льгот одиноким матерям по месту работы, оказание материальной помощи, решение жилищного вопроса;

- служба занятости: поиск удобной для одиноких родителей работы;

- органы здравоохранения: вопрос здоровья всех членов семьи;

- органы социальной защиты : предоставление одиноким матерям или отцам и их детям всех видов пособий и пенсий;

- исполнительная власть: обеспечение жильём;

- юрист: вопрос пособий, пенсий, жилищный вопрос, проблемы по работе [14, с. 276].

М. В. Шакурова к основным направлениям работы социального педагога относит следующее :

1. Выявление такого рода семей, где женщина или мужчина одни воспитывают одного либо нескольких детей, наблюдение за этими семьями, изучение внутрисемейных отношений, что позволяет определить направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организаций;

2. Оказание юридической помощи: отстаивание интересов матерей и отцов и их детей, предоставление различного рода юридических консультационных услуг;

3. Оказание психологической и материальной помощи неполным семьям;

4. Выявление основных проблем неполной семьи, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае [32, с. 122].

Социальный педагог играет большую роль в разрешении конфликтов и трудностей, возникающих в неполной семье. Педагогическая помощь дошкольникам из данных семей в решении проблем социализации – органическая часть дошкольной системы социально-педагогической поддержки. Возможности социального педагога в реализации программы помощи неполной семье достаточно широки. Например, для организации досуга одинокого родителя и ребёнка (детей) послужит их совместная деятельность: трудовая деятельность, совместные праздники, соревнования, конкурсы. Широко распространенно проведение семейных праздников и фестивалей: День матери, День моего ребёнка, День отца. Ответственность за проведение этих мероприятий лежит на социальном педагоге [19, с. 66].

Таким образом, специфика работы социального педагога в дошкольной учреждении с неполными семьями заключается во взаимодействии с неполными семьями, цель которых – оптимизировать семейные отношения между одинокими родителями и их детьми, разработать рекомендации для родителей. Специфика работы социального педагога в рассматриваемых семьях подразумевает под собой:

диагностику: изучение особенностей функционирования неполной семьи и степени влияния микросреды на членов семьи;

организационно-коммуникативную деятельность: психолого-педагогическое просвещение одиноких родителей, организация общения родителей и детей;

профилактику: предотвращение различного рода проблем, возникающих в неполной семье;

правозащитную деятельность: консультирование неполных семей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей, взаимодействие с другими социальными институтами и учреждениями;

организаторскую деятельность: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности [10, с. 125].

Социальный педагог в дошкольном учреждении обеспечивает диагностирование проблем, социально-педагогическую защиту семьи и личности, психолого-педагогическое просвещение родителей, распространение опыта семейного воспитания.

Социальный педагог организует и проводит индивидуальных консультаций для родителей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, оказывает консультативную и специализированную помощь одиноким родителям.

Социальный педагог играет большую роль в разрешении конфликтов и трудностей, возникающих в неполной семье. Педагогическая помощь дошкольникам из данных семей в решении проблем социализации – органическая часть дошкольной системы социально-педагогической поддержки. Возможности социального педагога в реализации программы помощи неполной семье достаточно широки.

Публикации по теме:

Доклад «Игры с песком в условиях детского сада» Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниа-тюрную.

Из опыта работы музыкального руководителя «Дополнительное образование в условиях современного детского сада» … Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Открытое занятие по развитию речи «Петушок с семьёй» во второй младшей группе детского садаОткрытое занятие по развитию речи «Петушок с семьёй» во второй младшей группе детского сада В этом курсе мы реализовали в своей работе такое направление как речевое развитие,опираемся на программу Н. В. Нищевой младшей возраст,программу.

Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнерства с семьёй по патриотическому воспитанию Сентябрь Анкетирование «Знаю ли я свой город»? Консультация «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм». Спортивный.

Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника»Семинар «Поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй воспитанника» В работе с детьми в ДОУ компенсирующего вида есть свои особенности: ребёнок приходит в группу с нарушением речи, что порой, само по себе,.

Сообщение из опыта работы «Организация работы с отцами в условиях детского сада» 1 слайд Учитывая свой многолетний опыт, работая в рамках ресурсной площадки по теме «Развитие социально-педагогической культуры родителей»,.

Создание мини-музея в условиях детского садаСоздание мини-музея в условиях детского сада Наш детский сад в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные технологии. В своей работе мы успешно используем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада
Опубликовано: 25 июня 2016 в 11:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание работы социального педагога с неполной семьёй в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Володченкова (УИ 269943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД