Ирина Закомолдина
Сообщение из опыта работы «Воспитание бережного отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес является стимулом развития бережного отношения к природе. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. В большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующее их явление природы, а тем самым не имеют возможности выразить своего отношение к ней. Поэтому, внимание, поддержка, одобрение взрослых, создание условий для обогащения детского опыта является главным направлением развития гуманного отношения детей к природе.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание бережного отношения к природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающим и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия.
Например, увидев червяка, дети стараются наступить на него, раздавить, объясняя это тем, что он противный, скользкий, хоть и землю рыхлит.
Если взрослый не обращает на это внимание, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные, и соответственно строить отношения к ним. Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде, сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку, радости (например, от помощи маленькому жучку или паучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного и бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.
Часто бездумные действия детей проявляются и по отношению к растениям. Из-за сиюминутной прихоти они ломают ветки деревьев, кустарников, обдирают кору, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветы, топчут газоны. Подобные поступки объясняются тем, что дети не считают растения живыми. Самостоятельно им трудно увидеть проявления жизни растений, понять, что они дышат, питаются, движутся, размножаются.
Дети бегают по участку, срывают листья с кустов, бросают друг в друга.
Воспитатель : «Не жалко вам кусты?»
Дети: «Их же много растет».
- Кусты ведь живые.
- А как же они ходят? А разве могут дышать?
Комнатные и садовые растения вызывают положительные эмоции детей во время цветения и появления плодов. Дети даже ухаживают за ними, оберегают их, при этом мотивом заботливого отношения выступает не признание растений живыми, а их польза для человека или принадлежность ребенку: «Потому что на яблоне яблочки будут», «Потому что это мой цветок» и т. п.
В таком небрежном, прагматичном отношении к растениям дети привыкают рассматривать другого с точки зрения его полезности, живое существо теряет свою самоценность. При невнимательном отношении к этому взрослого упускается возможность формирования у детей удивления, любопытства к обитателям уголка природы – ценных эмоциональных переживаний, лежащих в основе познавательного интереса.
Нередко способом познания природы в детстве становится экспериментирование над живыми существами. Так, дети отрывают насекомым крылья, ноги, обрезают кошкам усы, удовлетворяя познавательный интерес. «Для чего кошке усы и сможет ли она без них?» При этом ребенок не расценивает свои действия проявлением зла, не осознает их причиной страдания и гибели живого существа.
Свои негативные действия дети применяют к тем, кто слабее их.
Например, Влад Л. делится с воспитателем : «Я поднимал котенка за хвост».
-А разве котенку это понравилось?
- Нет, он мяукал и вырывался. Но он же мне ничего сделать не сможет, я больше и сильнее.
К живым существам, которые могут «ответить» на подобное обращение с ними, отношение детей более осмотрительное. Это связано с необходимостью обеспечения собственной безопасности.
Например, «большого котика мучить нельзя, он может поцарапать».
В таком взаимодействием с природой дети примеряют на себя роль его властелина, привыкают действовать с позиции силы, обижать слабого, не считаться с состоянием и желаниями окружающих.
Достаточно часто мы наблюдаем ситуацию, когда ребенок кормит котенка или щенка неподходящей пищей, надевают свою одежду, катают в колясках. Подобные действия иногда приводят даже к гибели животного. А ведь ребенок вовсе не желает зла, он просто играет и «заботится».
Зимой детям старшей группы давали витамины, подчеркивая, что они будут здоровее. Дети стали подкармливать витаминами аквариумных рыбок, что привело к их гибели.
Накопление такого опыта взаимодействия с животными и растениями препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя как носителя добра, помощника и защитника.
Приведенные особенности поведения детей свидетельствуют, что без компетентного педагогического руководства у дошкольников может сформироваться нежелательный эмоциональный опыт отношения к природе. Дети привыкают равнодушно, бессердечно, жестоко относиться к слабым, упражняются в негативном взаимодействии с окружающим.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный за этот период опыт бережного, позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь.
Чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у детей доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, гуманного и бережного отношения, важно самому взрослому стать для детей примером отношения к природе :
- проявлять удивление, интерес к ней;
- восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей;
- испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде.
Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональный отклик – важное условие пробуждения сопереживания у малышей. Необходимо, чтобы дети поняли, почему в разных ситуациях люди проявляют различные чувства. Осмысление этого связано и с освоением детьми правил и норм отношения к природе, обогащением представлений о живом, его потребностях, условиях жизни, сложившихся связях. Освоение знаний о живом через эмоциональное переживание позволит детям осознать важность бережного, гуманного отношения к живому, понять и принять правила поведения в природе.