Папки-передвижки

Сохранность контингента в рамках дополнительного образования

Крячек Елена Викторовна
Сохранность контингента в рамках дополнительного образования

Вместо предисловия

Сложившаяся на сегодняшний день в России система дополнительного образования детей способна отвечать требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию. Обусловлено это прежде всего отличительными чертами системы дополнительного образования детей, а именно: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога; многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, на пересмотр возможностей в самоопределении; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Публикация «Сохранность контингента в рамках дополнительного образования» размещена в разделах

В педагогической среде достаточно распространено мнение, что мы, специалисты системы ДОД, сами хорошо знаем интересы нашего контингента и не нуждаемся ни в каких дополнительных научных исследованиях. Есть и другая позиция: ориентироваться на сегодняшние потребности детей и родителей – значит «идти у них на поводу», поощрять и поддерживать далеко не самый высокий уровень притязаний вместо того, чтобы развивать и возвышать тех, для кого мы работаем. В итоге нередко появляются образовательные программы, внешне соответствующие современным установкам в области образования, но на деле не востребованные детьми. Закономерным следствием этого становятся такие типичные для дополнительного образования детей проблемы, как неполная наполняемость учебных групп, отсев записавшихся детей из состава обучающихся.

Найти золотую середину между потребностями общества в реализации основных воспитательных аспектов образовательной политики и многообразными потребностями детей и их родителей в разностороннем развитии, общении, самоопределении, творческом самовыражении формирующейся личности – непростая задача учреждений дополнительного образования.

Очевидно, что сегодня невозможно грамотно решать такого рода проблемы без понимания того, чего хочет ребенок. Для эффективного управления учреждением и оптимальной организации образовательного процесса необходимо регулярно проводить социологические и маркетинговые исследования, направленные на изучение образовательных и социокультурных потребностей и интересов детей и их родителей. Важность таких исследований состоит в том, что они помогают определить как типичные, общие для дополнительного образования проблемы, так и особые проблемные зоны конкретного учреждения, что, в свою очередь, позволяет не только своевременно принять меры по решению отдельных проблем, но и разработать эффективную программу его перспективного развития.

Глава 1 Приходите к нам учиться!

Процесс комплектования состава детского объединения представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Согласно Уставу МБОУ ДО ДДТ участниками образовательных отношений в Учреждении являются обучающиеся в возрасте от 6 до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители).

Зачисление обучающихся в Учреждение осуществляется в течение всего календарного года; при ограниченном количестве мест в объединении преимущество имеют дети, обратившиеся в Учреждение до 10 сентября текущего года.

Зачисление обучающихся в Учреждение проводится при наличии следующих документов:

-заявления родителей (законных представителей);

-медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка при приеме в физкультурно-спортивные, технические, туристско-краеведческие, художественные (хореографические) объединения.

При приеме обучающихся Учреждение заключает с родителями (законными представителями) договор о сотрудничестве, включающий в себя права и обязанности обеих сторон.

Прием обучающихся в Учреждение оформляется приказом директора Учреждения.

Организация предварительной записи

Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования. Поэтому такая деятельность требует специальной организации.

Место предварительной записи должно быть обеспечено:

- информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении – когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

- специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа, класс или возраст, домашний телефон и адрес (бланки заявлений от родителей);

- карандашами или ручками.

При предварительной записи сообщаются:

- информация о любых ограничениях для записи детей в детские объединения (возрастных, медицинских, организационных);

- дата и время предварительной консультации с педагогом;

- дата и время проведения Дня открытых дверей объединения (учреждения) дополнительного образования.

Организация рекламы детского объединения

Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

1. Наглядная реклама:

- информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др. ;

- создание и администрирование группы в социальных сетях, своевременное обновление информации о достижениях, преимуществах обучения в том или ином объединении;

- рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях, на подъездах жилых зданий и т. д.);

- рекламная листовка (распространяется в образовательных учреждениях микрорайона, а так же через почтовые ящики жилых зданий);

- рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);

- рекламный концерт воспитанников детского объединения образовательных и культурно-досуговых учреждениях).

2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях).

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:

- полное название учреждения дополнительного образования детей;

- точный адрес сайта Учреждения, на котором можно найти любую интересующую информацию;

- название детского объединения;

- правила приема в детское объединение (возраст детей, уровень подготовки);

- точный адрес;

- телефон для справок;

- дни и часы записи и консультаций;

- на какой основе – платной или бесплатной проводятся занятия.

Массовая запись в детские объединения

Массовая запись в детские объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:

- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;

- развешивание афиш;

- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.

День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:

- массовая запись в детские объединения;

- встреча и консультации с педагогом (педагогами);

- реклама деятельности детского объединения;

- организация выставок работ воспитанников детских объединений;

- проведение мини-концертов воспитанников детских объединений;

- организационное собрание детского объединения;

- дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т. д.).

Глава 2 «Естественный отбор»

Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:

-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.

Содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.

Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог как руководитель детского коллектива это:

• Профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности

• Педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком

• Воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка

• Лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена

Формирование и развитие детского коллектива не происходит стихийно, педагог может и должен контролировать, направлять и повлиять на процесс через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом

- использование разнообразных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях

- создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Существует множество несложных педагогических приемов, применение которых способствует формированию сплоченного, дружного, а значит и крепкого, стабильного детского коллектива.

Начинать работу по формированию детского коллектива необходимо с первых занятий, создавая благоприятную атмосферу для знакомства и формирования начальных взаимоотношений в детском коллективе. Использование интересных, творческих форм организации знакомства позволит добиться необходимого результата.

Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения», «Кодекс юного художника» и т. д.). Такой свод правил, в создании которого приняли участите сами дети, будет значим для обучающихся и будет обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Немаловажным элементом поддержания значимости и ценности каждого члена детского объединения может стать традиционно используемый ритуал – посвящение в члены детского объединения, в ходе которого ребенку вручается знак отличия, галстук или эмблему детского объединения, познакомят его с законами и традициями объединения. Планируя подобное мероприятие важно задействовать всех обучающихся объединения, дать поручение каждому, учитывая возможности и способности детей.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др., раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т. д.

Очень сплачивают коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.

Еще одним способом объединения воспитанников детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно, будет ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей, индивидуальности детей.

Глава 3 Что делать?

Как быть?

Что делать?

Как удержать детей?

Зачастую, у педагогов просто опускаются руки, ведь создание крепкого полноценного коллектива - это сложная многосторонняя работа, это процесс в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

В процессе совместной творческой деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной деятельности, соотносить личные интересы с общими. Много воспитывающих моментов происходит во время поездок на конкурсы и соревнования.

Миссия педагога – создать такие условия, что бы все были открыты навстречу новым идеям. В каждом ребенке необходимо сформировать яркую, интересную личность и помочь ему раскрыть свой талант, стать успешным. Приходя на занятия дети должны испытывать, в первую очередь, любопытство, интерес. Не стоит ожидать от обучающихся послушания, они стремятся к открытиям, к эмоциям. Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?» Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!» И, наконец, восторг: «И я так могу!»

В. А. Сухомлинский говорил: Чтобы обучать другого, требуется гораздо больше чем научиться самому».

Только личная активность, целеустремленность, креативность, постоянное развитие и стремление к новому позволят педагогу сохранить контингент обучающихся в объединении.

Советы педагогу.

1. Станьте для детей ярким, интересным, гуманным человеком, у которого они всегда смогут найти поддержку.

2. Будьте чутким и внимательным: это поможет Вам заметить, что ребёнок в Вас нуждается.

3. Стремитесь узнать ребё нка: его интересы, особенности, духовный мир. Это поможет лучше понять ребёнка. Присматривайтесь, прислушивайтесь, анализируйте!

4. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно совершенствуйтесь! В этом особенность нашей профессии. Чтобы детям было с Вами хорошо и интересно – пополняйте свои знания, овладевайте передовыми педагогическими методиками.

5. Держите правильный тон в разговоре с детьми: мягкий, спокойный, но требовательный в нужной ситуации. Обращайтесь к детям по имени, будьте улыбчивы, даже если у Вас плохое настроение.

6. Не смотря на трудности в первое время, постарайтесь быть уверенным с детьми и родителями. А для того, чтобы у Вас самой появилась такая уверенность, больше готовьтесь к педагогическому процессу и советуйтесь с коллегами.

7. Главное – установить контакт с детьми и лучше всего это сделать ласковым и добрым отношением, интересными делами.

8. Умейте применять на практике те знания, которые Вы получили.

9. Перенимайте из опыта коллег то ценное, что они наработали. Но не копируйте бездумно, а делайте соответствующие выводы; не переносите негативные стороны в свою работу.

10. Больше играйте с детьми! Будучи партнёром, Вы легче сможете поддерживать и развивать игровой замысел, расширять их кругозор, научите общаться и вести диалог в игре.

11. Чтобы дети с интересом шли в Вашу группу, каждый раз приготавливайте для них что-нибудь новое, интересное (сказку, игру, поделку и т. п.). Маленький сюрприз, доброе слово или шутка, улыбка, весёлая потешка послужит хорошим началом не только наступившего дня, но и установлению прочных тёплых отношений между Вами и детьми.

12. Осторожно устанавливайте нить доверия между родителями и Вами. Будьте тактичны, не допускайте панибратства и не будьте чересчур фамильярны. Самый верный способ завоевать расположение родителя – это похвалить его ребёнка, а уж за что – решите сами.

Публикации по теме:

Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys для детей в рамках дополнительного образованияОсновы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys для детей в рамках дополнительного образования Дети в нашей группе очень полюбили заниматься конструированием. «Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys» для.

Занятие в рамках дополнительного образования во второй младшей группе «Шляпка для мамы»Занятие в рамках дополнительного образования во второй младшей группе «Шляпка для мамы» "Шляпка" Цель: Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, желание порадовать маму. Задачи: Учить изготавливать.

Использование авторских интерактивных развивающих игр в рамках дополнительного образования по речевому развитию Автор: Колодкина Наталья Юрьевна Учитель логопед. Г. Черногорск, МБДОУ «Чайка». Использование авторских интерактивных развивающих игр в.

Конспект занятия по пластилинографии «Подарки для друзей» в рамках дополнительного образования Конспект по дополнительному образованию. Пластилинография Тема:«Подарки для друзей». 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными.

Программа дополнительного образования «Мы туристы» Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития. Формирование навыков здорового образа жизни.

План-конспект ОД детей 6–7 лет в рамках программы дополнительного образования «Мини-лаборатория «Мы — ученые-исследователи» План-конспект дополнительной образовательной деятельности детей 6-7 лет в рамках Образовательной программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Шахматы» Цели и задачи программы: 1. Развитие и тренировка психических процессов: - Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть.

Программа дополнительного образования «Здоровейка» На 2017 – 2018 учебный год направление: физкультурно - оздоровительное срок реализации: 1 год возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Интеграция общего и дополнительного образования КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района Доклад: «Интеграция общего и дополнительного образования» Составитель.

Эссе педагога дополнительного образования Учимся, делая и творя! Бухалова Наталья Анатольевна Педагог дополнительного образования ГКУСО РО Зверевсвкий центр помощи детям Мы все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранность контингента в рамках дополнительного образования
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 15:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД