Альбина Мунирова
Сопровождаемое проживание детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями на примере Тренировочной квартиры
▼ Скачать + Заказать документы
Неприспособленность к независимой, самостоятельной жизни - одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни подростки-инвалиды. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом с ними все время находятся родители или другие близкие родственники, а в реабилитационных центрах – специалисты. В итоге получается, что такой ребенок не владеет даже самыми элементарными бытовыми навыками. А потому, столкнувшись с необходимостью начать взрослую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным.
Публикация «Сопровождаемое проживание детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями на примере Тренировочной квартиры» размещена в разделах
Государственное бюджетное учреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Нефтекамска Республики Башкортостан в 2017 году приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по направлению: сопровождаемое проживание детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями и получило грантовую помощь в размере 1500 млн. руб. на реализацию проекта «Учусь жить сам».
Цель данного проекта: подготовка и включение детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в активную жизнь общества.
Задачи проекта:
- Проведение курсового обучения детей-инвалидов самостоятельному проживанию на базе специально оборудованных помещений;
- разработка и выполнение индивидуальных программ обучения;
- создание условий для активного освоения и закрепления детьми различных навыков самостоятельного проживания;
- организация коммуникации детей между собой и незнакомыми людьми.
Целевая группа:
- дети (от 14 лет) с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями, проживающие в семьях;
- семьи с детьми с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями.
Практика и модели организации сопровождаемого проживания детей использовались на примере Отделения учебного проживания Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Специалисты участвующие в реализации проекта прошли обучение.
С целью реализации проекта на базе учреждения в специально оборудованных помещениях была размещена «Тренировочная квартира». Это малогабаритная «квартира» (25кв. м) со всеми удобствами: гостиная (11,5кв. м, кухня (7,9кв. м) и ванная комната (совмещенные туалет и душ, 5,6 кв. м). В «квартире» была установлена специализированная мебель, техника, бытовые приборы и посуда.
Содержание программы включает:
1. Бытовая деятельность:
• самообслуживание
• организация питания
• уход за вещами
• уборка помещения
• обращение с деньгами
• ведение бюджета
• покупки
2. Социально-коммуникативная деятельность:
• соблюдение правил и норм проживания в общежитии
3. Досуговая деятельность:
• проведение свободного времени
«Тренировочная квартира» стала идеальным местом для получения такого рода навыков, как: умение готовить, ухаживать за собой, следить за «домом». Ребята знакомились с культурой поведения. Внимание уделялось даже мелочам – подростки обучались, к примеру, как вытирать пыль, пользоваться пылесосом, как вести себя, когда совершаешь покупки или принимаешь гостей. Элементарные бытовые навыки необходимы любому человеку, чем бы он ни занимался.
Основная идея «Тренировочной квартиры» в том, что «особый» ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Ведь так важно, чтобы ребенок-инвалид успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение.
Эффективность действия социальной технологии учебного сопровождаемого проживания показали отзывы родителей (законных представителей).
Реализация проекта «Учусь жить сам» действовал 1,5 года, и завершился в 2019 году. Итоги реализации проекта:
- 22 подростка успешно прошли обучение навыкам самостоятельного проживания;
- положительное влияние проекта на межличностные отношения в семьях, где проживают подростки;
- новое направление деятельности, в связи с чем и расширение предоставления социальных услуг;
- улучшение материально-технической базы учреждения;
- возможность продолжить работу по учебному сопровождаемому проживанию.
Но мы продолжили работу в этом направлении.
В 2020 году работу в «Тренировочной квартире» переформатировали.
Раньше подростки специально посещали реабилитационный центр в течение 3 месяцев и проходили обучение в «Тренировочной квартире». Сегодня в рамках курса реабилитации все ребята получили возможность заниматься в «Тренировочной квартире». Это дети с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 18 лет, которые проводят время в «Тренировочной квартире» в форме занятий. Такой формат позволяет охватить большее количество детей и продолжить обучение навыкам самостоятельного проживания. Так в 2022 году в «Тренировочной квартире» прошли обучение 145 детей.
Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации технология Сопровождаемое проживание детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями продолжает действовать и приносит положительные результаты.