Получи документы

Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной РППС в группах раннего возраста (2 фото)

Анастасия Шлеменкова
Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной РППС в группах раннего возраста

Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использования.

Предметный мир детства становится одним из важнейших развивающих факторов, именно социальные условия жизни малыша, такие как общение, деятельность, окружающая среда, интерьер и дизайн внутренних помещений являются необходимые составляющими развивающей предметно-пространственной среды

Публикация «Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной Рппс в группах раннего возраста» размещена в разделах

В требованиях ФГОС дошкольного образования предметно-пространственная среда является одним из ключевых условий успешного образовательного процесса, а обеспечение развивающего потенциала предметно-пространственной среды - это основная задача дошкольных организаций.

Однако проблема разработки предметной среды, направленной на развитие детей в группах раннего возраста, рассмотрена недостаточным образом относительно современных условий социализации и возрастных особенностей развития детей.

Возникают противоречия, когда с одной стороны предметно-пространственная среда должна обеспечивать развитие детей раннего возраста, но на практике среда является не вариативной, а чаще одинаковой в организации пространства для детей как второго, так и третьего года жизни.

С другой стороны, когда на группах раннего возраста работают педагоги, не ориентированные на специфику развития детей раннего возраста, не владеющие методами и приёмами проектирования развивающего пространства и в результате организация педагогического процесса сводится к присмотру и уходу за детьми.

Данные противоречия определили цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально изучить и разработать педагогические условия организации методического сопровождения педагогов в процессе проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

В результате теоретического анализа было установлено, что развивающая предметно-пространственная среда является особым компонентом для развития ребёнка, стимулирующим детей к активности в разных видах деятельности и развивающим их способности, от того, как устроена предметно-игровая организация жизни ребенка, формируется его дальнейшая деятельность, а визуальные характеристики среды, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, является условием эмоционального воспитания дошкольника (Вербенец, Гогоберидзе, Коменский, Полякова, Стеркина, Ясвин).

Методика исследования позволяет изучить:

особенности развивающего потенциала существующей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста;

специфику возрастных групп в зависимости от особенностей развития детей второго и третьего года жизни (уровень речевого развития, игрового взаимодействия со сверстникоми, предметной деятельности; составить паспорт каждой из возрастных групп);

готовность педагога к проектированию предметно-пространственной среды как средства развития детей раннего возраста (в анкетировании выявлялся уровень знаний; решение кейсов педагогами позволило оценить умения профессиональной деятельности, связанные с моделированием предметной среды, наблюдение позволило выявить уровень владения профессиональными навыками по использованию предметной среды как средства развития детей раннего возраста.

В исследовании принимали участие 4 группы детей раннего возраста, всего 73 ребёнка (36 детей в возрасте с 1 года до 2 лет; 37 воспитанников в возрасте с 2 лет до 3 лет) и 15 педагогов, 8 из которых работали с детьми, участвующими в исследовании.

В результате исследования было определено, что предметно-пространственная среда групп второго года жизни НЕ соответствует всем требованиям ФГОС ДО и является «индифферентной», а среда групп третьего года жизни создана с учетом требований ФГОС ДО, является развивающей.

Созданы паспорта каждой из возрастных групп, из которых видно, что воспитанники Групп №2 и №4 демонстрируют высокие показатели по субъектным проявлениям и речевому развитию, а сниженные результаты демонстрируют воспитанники Группы №1 по субъектным проявлениям и предметной деятельности и Группы №3 по речевому развитию, взаимодействию со сверстниками и предметной деятельности.

Установлено, что (50%) педагогов имеют недостаточно сформированный уровень знаний о развивающей предметно-пространственной среде и специфики развития детей раннего возраста, у (50%) - несформированный уровень профессиональных умений по моделированию предметной среды и у (70%) низкий уровень владения профессиональными навыками по использованию предметной среды как средства развития детей раннего возраста.

Сравнительный анализ результатов изучения особенностей развития детей второго и третьего года жизни, а также специфики организации предметно-пространственной среды, позволил определить, что практически по всем показателям группы второго года жизни уступают группам третьего года жизни.

На заключительном этапе исследования был разработан проект методического сопровождения педагогов в процессе моделирования вариативной предметно-пространственной среды, обеспечивающей эффективное развитие детей раннего возраста

Первый этап проекта заключался в представлении проблем, сопутствующих проектированию вариативной предметно-пространственной среды для развития детей и устанавлении причин, способствующих получению данного результата исследования.

На втором этапе проекта была разработана модель вариативной предметно-пространственной среды для развития детей второго и третьего года жизни, включающая в себя три компонента: организацию пространства группы, предметное содержание и организацию среды во времени.

Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной Рппс в группах раннего возраста

Схема 1-Модель вариативной среды, направленной на развитиедетей раннего возраста

Разработан пошаговый алгоритм проектирования предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Фото №1 Предметный мир детства становится одним из важнейших

Схема 2- Алгоритм проектирования предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

На третьем этапе разработан проект методического сопровождения педагогов в процессе проектирования вариативной развивающей среды, с целью развития профессиональных навыков и умений проектировать вариативную среду, направленную на развитие детей раннего возраста. На основании данных проводимого исследования, для педагогов, имеющих первую степень развития профессиональной деятельности по организации развивающей среды, разработан четырехнедельный маршрут профессионального развития:

Первая задача - сформировать знания о развивающей предметной среде для детей второго и третьего года жизни

Мероприятия:

1) Беседа с педагогами на тему : «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего детства»

2) «Супервизия»

3) Виртуальная экскурсия

Вторая задача - развивать умения проектировать вариативную развивающую среду в группах раннего развития

Мероприятия:

1) «Интеллект-спаринг»

2) Проектная деятельность «Мир предметов, глазами ребенка»

3) Тренинг «Игровые зоны»

Третья задача – сформировать уровень владения в использовании предметной среды для развития детей раннего возраста

Мероприятия:

1) Организации игр и игр-упражнений, с учетом особенностей развития предметной деятельности детей

2) Педагогическая гостиная «Создание коллекции ситуаций педагогического взаимодействия»

Таким образом, разработанные диагностические материалы, позволяют выявить проблемы профессиональной деятельности воспитателя в процессе проектирования развивающей среды для детей второго и третьего года жизни.

Методические рекомендации, направленные на сопровождение педагогов, благодаря различным мероприятиям позволяют сформировать знания, умения и владения педагогов проектировать вариативную среду и своевременно изменять её с учётом специфики развития воспитанников.

Список литературы:

1. Артамонова О. В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. – Тольятти, 1994.

2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

3. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006

4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] : учеб. пособие/ Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Владос, 2007. - 301 с.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах / С. Л. Новоселова. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.

6. Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно – развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.- 83 с.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001.

Публикации по теме:

Содержание инновационных форм взаимодействия с семьей в группах раннего возраста Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества,.

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания. Усвоение детьми сенсорных эталонов – длительный.

Фотоотчет «Праздника Осени» в группах раннего возрастаФотоотчет «Праздника Осени» в группах раннего возраста Фотоотчет праздника осени в группах раннего возраста Воспитатели Котлярова Татьяна Павловна Филипенко Ольга Владимировна Форма проведения:.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Подготовила.

Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ Слайд 1 Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Подготовила Коновалова А. В., ст. воспитатель. Слайд 2 Актуальность.

Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста. Как писал известный педагог.

Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей раннего возраста Устройство малыша в дошкольное образовательное учреждение – это процесс сложный и для самого ребёнка, и для его родителей. Для малыша это.

Комплексное сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ: развитие коммуникативной и речевой сфер Использование логопедических сказок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Слайд 1 Работая на логопедическом пункте.

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ Л. И. Кабурова педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ «Главное в этом.

Условия формирования культурно-гигиенических навыков в группах раннего возраста Условия формирования культурно-гигиенических навыков в группах раннего возраста Ранний возраст наиболее сенситивный период, когда дети осваивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение педагогов в процессе проектирования вариативной РППС в группах раннего возраста
Опубликовано: 15 января 2018 в 10:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД