МААМ-картинки

Консультация «Сопровождение семьи особого ребенка»

Анна Чеботарева
Консультация «Сопровождение семьи особого ребенка»

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка - допускает лишь своих

У Вас появился особый малыш.

Публикация «Консультация „Сопровождение семьи особого ребенка“» размещена в разделах

После вопросов «Почему именно у меня?», «За что?», «Как с этим жить, что будет?»

«Инклюзивное» образование – это такой образовательный процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и те же образовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстникми - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В литературе можно встретить следующие формулировки:

Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.

Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Семья — это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами.

Общие проблемы для детей с ОВЗ

Ограниченные представления об окружающем мире.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью); болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.

Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время занятия нужно делать частые перерывы через 5-7 минут, интересоваться самочувствием ребенка).

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При проведении занятий с таким ребенком следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Для таких детей, контакт которых с окружающими сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Основные фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется «особый» ребенок :

1-я фаза: - шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

2-я фаза:- «неадекватное» отношение к дефекту ребенка, характеризующее негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

3-я фаза: - «частичное осознание дефекта ребенка» сопровождаемое чувством хронической печали, депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

4-я фаза: - начало социально - психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций.

Типология родителей, воспитывающих «особого» ребенка

1-я группа - родители авторитарного типа: родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка, как трагическую; принимают дефект ребенка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверены в том, что когда-либо с их ребенком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости данной ситуации. С течением времени их силы не истекают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде (их основной девиз «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним»). Их могут раздражать недостатки ребенка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

2-я группа - родители невротичного типа: таким родителям свойственна пассивная личностная позиция (их основные девизы «Что есть, то и есть»; «Ничего не переделаешь»; «Каким ребенок родился, таким и будет!»). У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Такие родители недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действенные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

3-я группа - родители психосоматического типа: самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для таких родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребенка : участвуют в деятельности детского сада и группы, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами «особого» ребенка.

В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой — это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей.

Выделяются два направления работы с семьей : психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.

В последнее время наша жизнь стала более неопределенной и напряженной. Эта общая нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах. Открытое обсуждение проблем воспитания в СМИ, различные, порой диаметрально противоположные точки зрения на его цели и средства по рождают родительскую неуверенность. А погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд и проблем ребенка, что приводит к дисгармонии в детскородительских отношениях. Ощущение невозможности что либо изменить без посторонней помощи приводит многие семьи к психологу.

Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка. Она обеспечивается целой системой мер и действий, где главное — создание доброжелательной и принимающей атмосферы в школе и дома. Безопасная обстановка в семье дает возможность формирования позитивных моделей поведения, обеспечивает высокий уровень принятия себя и другого, собственной инициативы и готовности понять другого. Именно на развитие позитивных ценностей и позитивных отношений, которые помогают справиться с трудностями, проблемами, травматическими ситуациями, прежде всего, должны направляться усилия в семье, где растет ребенок с особенностями в развитии. Если в семье надолго поселилась беда — болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей, — это отчаяние.

Именно поэтому основная задача, стоящая перед специалистами работающими с родителями «особого ребека», — показать родителям, что они не одиноки, что им готовы прийти на помощь, поддержать Присутствие в семье ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, сопряжено с увеличением проблем, встающих перед ее членами. Это и материальные трудности, и эмоциональное перенапряжение, и чисто физическая нагрузка. Около 80% семей, имеющих детей с аномалиями в развитии, нуждаются в помощи. Многообразие трудностей, встающих на пути развития и функционирования такой семьи, выводит ее в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т. п. Несовершенство нормативноправовой системы, слабая социальная защищенность, труднодоступная психологическая помощь, а также невозможность получения систематической медицинской реабилитационной помощи свидетельству ют о том, что основные функции такой семьи нарушаются.

Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны. Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами, — это всегда «больная» семья, где происходит более или менее выраженная дезинтеграция семейных от ношений. В большинстве случаев взаимоотношения в таких семьях приобретают нелогичный, неадекватный ситуации характер, родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях. Они в растерянности. Члены семьи не знают, а порой и не умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.

Правильная же организация внешней среды, предоставление возможности попадания в различные ситуации — важное условие для оптимального интеллектуального и речевого развития ребенка. Помощь семье, имеющей ребенка с особыми нуждами, состоит из нескольких аспектов: психологического, педагогического и социального. Если психологическая и психотерапевтическая помощь основывается на работе с внутриличностными конфликтами, то социальная помощь направлена на разрешение межличностных конфликтов.

I этап реализации проекта

(организационный)

Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Задачи Мероприятия, действия Ответственный Срок Предполагаемый результат

Изучить потребности социума

в образовательных услугах дошкольного образовательного учреждения в форме инклюзивной группы

Установить связь с поликлиниками города, городскими и районными обществами инвалидов, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения.

Старший воспитатель

заместитель по учебно-воспитательной работе,

социальный педагог

Февраль - март Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.

Выявление потенциальных партнеров дошкольного образовательного учреждения в плане организации инклюзивного образования.

Изучить возможности дошкольного образовательного учреждения для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.

Провести анкетирование родителей.

Провести анализ условий:

материально-технических

(выявить потребности в специальном оборудовании).

кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов)

Воспитатель

Старший воспитатель,

заместитель по учебно-воспитательной работе апрель Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества.

Выделено помещение для группы инклюзивного образования.

Определен состав педагогов, скоординирована их деятельность.

Привести нормативно-правовую базу дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

финансово-экономические

(изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования;)

научно-методические

(разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса)

Директор школы, заместитель по учебно- воспитательной работе, бухгалтер, старший воспитатель апрель-май Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе.

Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы. Скорректировать паспорт образовательной услуги

Разработать и издать рекламные буклеты.

Разместить рекламную информацию в СМИ, на сайте. Нормативно-правовая база дошкольной образовательной организации соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию

Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

Скорректировать должностные обязанности персонала.

Разработать положение о мультидисциплинарной команде

Разработать форму договора с родителями.

Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.

Провести день открытых дверей для родителей.

Разработать модель образовательной программы для инклюзивной группы.

Сформировать пакет диагностических методик.

Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

Заключить договоры с родителями.

Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

Провести родительское собрание.

Подготовить сценарий праздничного открытия группы.

Модель сотрудничества с семьей

Формы сотрудничества Цели, задачи Содержание

1. Индивидуальные:

Беседы.

Анкетирование.

Тестирование

консультирование Изучение микросоциальных условий воспитания.

Определение уровня родительской мотивации на сотрудничество с коррекционно-образовательным учреждением.

Диагностика детско-родительских отношений.

Изучение уровня ожиданий родителей и их отношения к ребенку

Социальная характеристика семьи :

-уровень образования,

-материальная обеспеченность,

-жилищно-бытовые условия,

-взаимоотношения,

-состояние здоровья.

Адекватность оценки состояния ребенка.

Степень инициативы в плане сотрудничества.

Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций.

Индивидуальные практикумы Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию. Успехи и проблемы в развитии ребенка.

Особенности ухода за ребенком.

Как учить ребенка.

Проблемы поведения, как с ними бороться.

Отношение родителей к проблемам ребенка.

Телефон доверия.

Почтовый ящик. Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания.

Групповые формы:

* Консультации.

Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка. Массаж и артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры.

Психогимнастика.

Рефлексзапрещающие позиции.

Семинары - практикумы. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. По запросам родителей.

Групповые собрания.

* Конференции.

Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка.

Наглядные формы просвещения Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений.

Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку

Навыки наблюдения за ребенком.

* Развивающие игры в коррекционной работе.

* Грамматика общения.

* Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики.

Прогнозируемый результат:

1. Устойчивое продвижение детей в развитии.

2. Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.

3. Рост профессионального мастерства педагогов.

4. Расширение образовательного пространства ДОО, повышение его социального статуса в районе, городе.

Заключение:

1.«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье «Из глубины»

2.«… где бы не обучался ребенок с особыми возможностями здоровья в специальном учреждении или в условиях интеграции- это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» В. И. Лубовский

Публикации по теме:

Консультация «Роль семьи в развитии личности ребенка» «Роль семьи в развитии личности ребенка» Воспитатель: Крутенкова Т. А. МБДОУ д\с № 22 «Почемучка»Г. Саяногорск РХ Одна из основных предпосылок.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В тоже время в этот.

«Роль семьи в воспитании ребенка». Консультация для родителей РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

«Роль семьи в воспитании ребенка». Консультация для родителей «Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Эрих.

Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Консультация: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА» Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый.

Консультация «Роль семьи в жизни ребенка» Роль семьи в жизни ребенка. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные традиции»Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные традиции» На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сопровождение семьи особого ребенка»
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 16:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД