Наталья Ермолко
Составление индивидуального плана работы с одаренными детьми на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Составление индивидуального плана работы с одаренными детьми на учебныЙ год
Дети - прирожденные художники, учёные, изобретатели - видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на все чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом»
(П. Вайнцвайнг)
Пояснительная записка
Публикация «Составление индивидуального плана работы с одаренными детьми на учебный год» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками"
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей.
Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Цель программы:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
Выявление одаренных детей;
Создание банка данных «Одаренные дети»;
Разработка индивидуальных форм работы;
Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Включение детей в проектную деятельность.
Одаренные дети :
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
Виды
одаренности Составляющие
Как проявляются
Академическая
одаренность Мотивационно- личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Творческая
одаренность Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Художественная одаренность
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Литературная одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
Психомоторная
одаренность Спортивная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли дополнительного образования;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
Формы работы с одаренными детьми :
групповые занятия с одаренными детьми;
конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты:
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.
Нормативно-правовая база программы:
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;
План работы с одаренными детьми на 2016-2017 уч. г.
№ Содержание деятельности сроки ответственные
1. Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми сентябрь Заведующий
Педагог - психолог
2. Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы В течение года Заведующий
Педагог - психолог
3. Повышение квалификации психолога Март 2017г. Педагог - психолог
4. Создание соответствующей развивающей среды; предметно – информационное обогащение среды В течение года Воспитатели
Педагог - психолог
5. Коллекция детских работ, оформление стендов для родителей В течение года Воспитатели
6. Работа с родителями одаренных детей
В течение года Воспитатели
Педагог - психолог
7. Передача опыта работы воспитателей, психолога с одаренными детьми (газеты, родительские собрания, МО) В течение года Воспитатели
Педагог - психолог
8. Выпуски стенгазет по результатам В течение года Воспитатели
Педагог - психолог
9. Участие детей в конкурсах и викторинах различного уровня (международные, всероссийские, муниципальные) В течение года Педагог - психолог
Воспитатели
10. Участие в выставках детского творчества (поделки, рисунки) В течение года Воспитатели
11. Участие в развлечениях и концертах (ДОУ, Дом Культуры) В течение года Муз. руководитель
Воспитатели
12. День Здоровья В течение года Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
13. «Персональная выставка» выставка детских работ в соавторстве с родителями В течение года Воспитатели
Родительский комитет
родители
14. Акция «Открытка ветерану» Октябрь и май Воспитатели
Родительский комитет
15. Проектная деятельность с детьми В течение года Педагог - психолог
Воспитатели
Родительский комитет
16. Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах; В течение года Педагог - психолог
Воспитатели
Список литературы
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е., Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети 1991. М.
4. Глоба Л. Г. Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 6-10.
5. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
6. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
7. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
8. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.