виктория трофимова
Сотрудничество детской образовательной организации и родителей в создании элементов РППС.
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС ДО в современных социокультурных условиях обусловливает актуализацию сотрудничества между семьей, как малой социальной группой и дошкольной образовательной организацией, как общественной образовательной структурой. Выстраивание отношений сотрудничества выступает в качестве фактора развития отдельных участников образовательного процесса и системы в целом, достижения наибольшей результативности деятельности. Анализ педагогической практики показывает необходимость улучшения качества дошкольного образования и компетентности участников образовательного процесса посредством организации эффективного сотрудничества в едином информационно- образовательном пространстве как залога соблюдения единых требований к центральному участнику образовательного процесса – ребенку [3, с. 250].
Публикация «Сотрудничество детской образовательной организации и родителей в создании элементов Рппс,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Подобное сотрудничество может быть организовано в различных направлениях, однако мы видим необходимость создании творческого союза педагогов и родителей, направленного на создание элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС, т. к. во-первых по результатам некоторых исследований [1] большинство современных родителей, более 80 %, недооценивают важность проявления собственной социальной активности, включающей в себя творчество; во-вторых проблема организации РППС в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является актуальной на современном этапе развития образования.
В рамках нашей проблемы была проведена работа по активному привлечению родителей к решению проблемы формирования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим была разработана программа по вовлечению родителей в творческий проект МБДОУ «Детский сад № 23» города Читы.
На первом подготовительном этапе работа велась по различным направлениям: анализ возможности включения родителей в творческий проект детской образовательной организации; оценка ресурсных возможностей родителей; выявление мнения родителей о необходимости формирования РППС в соответствии с ФГОС ДО, формирование собственного устойчивого стремления родителей к участию в активной творческой деятельности совместно с детьми и педагогами ДОО.
На этапе практической работы для повышения уровня собственной квалификации нами были изучены нормативные документы по теме проекта, оценены возможности и требования Программы ДОО в вопросах организации РППС, изучены доступные материалы интернета, составлен примерный план реализации проекта. В целях успешности совместной работы с родителями детей второй младшей группы «Солнышко» была проведена дискуссия на тему «Формы включения родителей в работу детской образовательной организации», в рамках которой обсуждалась степень участия каждого из родителей и общие направления совместной работы. Главной целью дискуссии было то, что мы не поучали родителей, а советовались, размышляли вместе с ними и составляли план совместных действий.
В рамках практической работы родителями совместно с педагогом были изготовлены интерактивные ширмы из различных материалов, тематические коврики, многофункциональные настенные панно, фланелеграфы, игровые чехлы на столы и стульчики и др. В процессе такой деятельности у родителей не только проявились таланты, о которых они даже не догадывались, но и понимание особенностей внедрения ФГОС ДО и необходимости менять формы и методы образовательной деятельности. Рассмотрим некоторые из элементов РППС, изготовленные совместно с родителями.
Важный момент в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников. Однако такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтным ситуациям. Для того чтобы родители всегда имели верное представление о деятельности детей в течение дня, был изготовлен двусторонний подвижный стенд, где с одной стороны дети на кусочки скотча прикрепляют работы, изготовленные в самостоятельной деятельности, а с обратной стороны представлен подробный фото отчет об образовательной деятельности и деятельности в режимные моменты дня. Немаловажно, что за обновление информации стенда отвечают родители.
Интересная работа была организована со стендом «Расскажите моему ребенку». У родителей не всегда хватает необходимых педагогических знаний и умений для того, чтобы ответить на все вопросы, задаваемые ребенком. Такие вопросы можно оставить в кармашках стенда, а воспитатель в свою очередь либо организует беседу с ребенком, либо даст рекомендации родителям (в письменной форме) к каким литературным источникам обратиться, чтобы продемонстрировать свою осведомленность ребенку. Работа со стендом позволила организовать устойчивую обратную связь и фиксацию интересов детей.
На рефлексивном этапе в группе было организовано театрализованное представление по сказке «Заюшкина избушка» с использованием совместно изготовленных элементов развивающей предметно-пространственной среды. Родители еще раз убедились в полезности и значимости сотрудничества с детским садом, необходимости собственной социальной активности и творчества как одного из фактора успешного развития ребенка.
Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не знают как организовать занятия, игры и общение с ними. Сотрудничество семьи и педагогов детского сада позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, сделать его гибким, дифференцированным. В результате сотрудничества педагогов, родителей и детей по созданию элементов РППС возникла команда единомышленников, имеющих общую цель – вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. С Уважением Трофимова Виктория Викоровна. МБДОУ №23 Город ЧИТА Забайкальский край.
Литература
1. Зацепина М. Б. Работа с родителями – залог благополучия дошкольника // Педагогическое образование и наука. 2011. №6. С. 37 – 42.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобр-науки РФ. Москва: Сфера, 2015. – 96 с.
3. Шавшаева Л. Ю., Самсоненко Л. С. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с родителями дошкольников в условиях внедренияФГОС // Развитие родительских компетенций. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Том I. Часть II. Москва: Спутник, 2015. С. 249-253