Папки-передвижки

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей

Елена Серебрякова
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей.

"Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".

Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».

Публикация «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей» размещена в разделах

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это приоритетность семейного воспитания. Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста. В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

Актуальность обуславливается следующим: семья принимает участие, в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника, формирует базис личности

Таким образом, одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь они получают образование, приобретают умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому воспитатели, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом, помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к семье, что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательным учреждением могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что ДОУ не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

В настоящее время все более пристальное внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Воспитатели стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, воспитатель должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Воспитатели вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, воспитатели подбирают различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников.

В ДОУ д/с «Теремок» разработана система работы с родителями, которая основывается на реализации главного принципа в работе с семьей - вовлечение семьи в жизнь детского сада. Строится эта работа на основе:

1. Изучения семьи, выявления интересов и потребностей семьи

2. Использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников с учетом гендерного подхода

3. Организации различных новых форм работы с родителями (творческие отчеты, походов детей в природу. день здоровья, день открытых дверей, день знаний, спортивных праздников, конкурсов рисунков, поделок, КВН- ов, анкетирование.)

4. Удовлетворение запросов родителей в образовательных услугах.

5. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе.

Также ведется работа, направленная на:

формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

овладение воспитателями практическими умениями и навыками по организации педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

• Формируется система знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

• Каждый воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая:

наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);

вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;

ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:

- активное участие родителей в жизни детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ, выпуск семейных газет, участие в конкурсах различного уровня (Моя родословная, Мастерская Деда Мороза, Осенняя фантазия)

На протяжении нескольких лет в ДОУ используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:

Традиционное проведение Дня семьи. Цель которого:

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью

Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

• Недели здоровья в детском саду

• Спортивные мероприятия

При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются по - новому.

Среди нетрадиционных форм можно выделить совместный - для детей, родителей и сотрудников ДОУ – Турпоход в лес. Уникальность данного мероприятия заключается в составе участников и стиле их общения (дети -родители -сотрудники); в сюжете и особенностях постановки мероприятия (интересно как взрослым, так и детям); в радостной эмоциональной атмосфере, которую удается сохранить на протяжении всего мероприятия.

Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству удалось наладить эффективную работу с семьями воспитанников, решая запланированные образовательные задачи. Используя различные проективные методики, проанализировав проведенную работу, педагоги пришли к выводу о том, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в дошкольном учреждении в течение нескольких лет поднято на более высокий уровень.

Анализируя опыт сотрудничества с семьей, воспитатели также вышли на осмысление одной из современных тенденций дошкольного образования, а именно тенденцию постепенного перехода от воздействия ДОУ на семью к поддерживающему и развивающему взаимовыгодному взаимодействию.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

План летней оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи работы в летний оздоровительный период….3 2. Регламентирующие нормативные документы …7 3. Принципы.

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует внимания педагогов к таким понятиям,.

Сотрудничество образовательного учреждения с семьей по оптимизации процесса речевого развития детей По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространение педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются.

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения .

Зимняя сказка на территории дошкольного образовательного учрежденияЗимняя сказка на территории дошкольного образовательного учреждения Приветствую всех на моей страничке! Создание снежных построек на территории детских садов — традиция для многих педагогических коллективов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей
Опубликовано: 30 января 2017 в 14:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД