Папки-передвижки

Сотрудничество дошкольной организации и семьи

Татьяна Журавлева
Сотрудничество дошкольной организации и семьи

Основные подходы сотрудничества ДОО и семьи

В образовательной организации проблемами взаимодействия с семьей занимаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, задачей которых является создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и многое другое. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольной организации, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольной организации, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единство, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Трудно переоценить в создании такой согласованности роль семьи, ведь семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Публикация «Сотрудничество дошкольной организации и семьи» размещена в разделах

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, овладение культурным наследием страны, привитие ему нравственных норм, традиций народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.

На волне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогического знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогического коллектива дошкольной организации направлены :

• изучение семей детей;

• привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольной организации;

• изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

• осуществление подготовки ребенка к школе.

Содержание, организация и методика сотрудничества дошкольной организации и родителей включает:

1. единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;

2. взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка в своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;

3. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

4. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей, родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;

5. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

6. использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи : ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания, наглядные формы пропаганды;

7. индивидуальные и групповые формы работы с родителями. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;

8. систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;

9. привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОО:

1. Первые контакты между семьями и ДОО :

приглашение родителей с детьми и без них посетить детский сад до начала поступления в детский сад - «День открытых дверей»;

представление родителям письменной информации об учреждении – «Публичный отчет ДОО»;

встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения;

заключение договора между ДОО и родителями.

2. Взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:

ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;

неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;

ознакомление родителей с тем, как занимается их ребенок, с работами ребенка и т. д.

3. Родителям предлагается оказывать помощь в ДОО в качестве организаторов; они могут помочь в разработке предметно-пространственной развивающей среды.

4. Родители могут помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневной жизни детского сада; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

5. Родители могут принимать участие в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

6. ДОО оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуациях.

Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.

Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Для сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Для реализации сотрудничества между родителями и детским садом мы используем не только коллективные и индивидуальные формы деятельности (беседу, задушевный разговор, консультации, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т. д., но и форма познавательной деятельности – это общественные просмотры знаний, умений и навыков; творческие отчеты по направлениям деятельности; Дни открытых дверей и т. д.

Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовые поручения по благоустройству и озеленению территории детского сада и т. п.

Формы досуга – подготовка, проведение праздников, соревнований, конкурсов и т. д.

Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, анализ детского творчества

Наглядные формы – папки-передвижки, памятки-рекомендации для родителей и детей, выставки книг, оборудования, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и т. д.

План сотрудничества дошкольной организации с семьей

В настоящее время нет такого руководителя, которого не заботил бы авторитет и престиж дошкольной организации. Каждый руководитель хочет, чтобы его детский сад имел свои отличительные особенности.

Каждая дошкольная организация ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Начинается этот путь с проблемно-ориентированного анализа, что позволит повысить уровень родителей и включит большинство их в деятельность образовательного процесса в дошкольной организации.

Проблемно-ориентированный анализ включает:

1. Изучение семей по типу:

По количеству детей - многодетные, малодетные, однодетные и т. д. ;

По составу – полная семья, неполная семья;

По состоянию – благополучная, неблагополучная.

2. Изучение родителей по образовательному уровню:

Среднее образование;

Среднее педагогическое;

Среднее техническое;

Неполное высшее;

Высшее.

3. Изучение родителей по социальному уровню:

Рабочие;

Служащие;

Работники образовательных учреждений;

Инженерно-технические работники;

Военнослужащие;

Безработные.

4. Изучение удовлетворенности родителей работой дошкольной организации.

5. Определение уровня включения родителей в деятельность детского сада:

«наблюдатели» - активно не участвуют в деятельности ДОО, хотя выполняют отдельные поручения;

«заказчики» - принимают участия в обсуждении и разработке социального заказа, миссии ДОО, модели выпускника, программы развития на уровне своих потребностей на образовательные услуги;

«участники» - вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенную влияние на планирование и организацию образовательного процесса.

6. Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.

7. Выявить проблемы родителей в воспитании и обучении детей:

Общение детей с родителями;

Общение детей в семье;

Создание дома среды для развития:

- интеллектуальных способностей;

- творческих способностей;

- самостоятельности;

- игровой деятельности;

Игра с детьми дома;

Обучение и воспитание детей в домашней среде.

Изучив состояние работы детского сада с семьей, выявив типы семей, их образовательный уровень, ожидания и проблемы родителей, выявив недостатки и положительные стороны работы педагогов с родителями составляется перспективный план работы с семьями воспитанников на учебный год, который обсуждается и фиксируется в годовом плане дошкольной организации.

Публикации по теме:

Познавательное развитие младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Развитие познавательных интересов.

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации Ракова Евгения Сергеевна воспитатель.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на современном этапе требует.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Организация клубной деятельности в дошкольной организации На современном этапе модернизации системы образования особое место отводится роли семьи в образовательной деятельности детской сада. Сотрудничество.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Проект «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации» Тип проекта Информационно- познавательный Продолжительность Долгосрочный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, Родители воспитанников.

Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации» Развивающая педагогика оздоровления в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время, в период совершенствования и обновления.

«В детский сад с радостью». Родителям об адаптации детей к дошкольной организации Цель: Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах адаптации к дошкольной организации. Что необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество дошкольной организации и семьи
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 19:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД