Галина Борзова
Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. А. Сухомлинский.
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: «Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.
Публикация «Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.
Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществлялась только за счет информирования родителей, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения силами образовательного учреждения.
Поэтому нашим дошкольным учреждением взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах, так и в новых, активных формах сотрудничества :
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);
- анкетирование
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т. д.
-совместные с родителями праздники,
- проектная деятельность.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т. д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи.
Систематически педагогами проводятся консультации родителей по вопросам воспитания детей : «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности воспитания мальчика». Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок: «Осенний калейдоскоп», «Ёлочка красавица», «Мастерская Деда Мороза».
Родители вместе с детьми принимали участие в городском конкурсе «Кулинарное путешествие во времени», Конкурс изобразительного и декоративно – прикладного искусства «Зимняя сказка». Родители принимали активное участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», в воскресные дни ходили с детьми кататься на лыжах.
Родители помогали в озеленении участка: оформили цветники, посадили помидоры, принимали участие в субботнике (красили малые формы на участке).
Проведение праздников с участием родителей способствуют сплочё нности родителей и детей по отношению друг другу: «Праздник осени», «Новогодняя сказка», «Широкая масленица», «Поздравляем наших мам».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Ко дню Победы оформили вместе с родителями стенгазету «Будем помнить». Прикосновение к истории своей Родины, семьи вызывает у ребенка сильные эмоции. Дети совместно с родителями рисовали герб своей семьи, оформили альбом «Моя семья».
Консультации: «Стили семейных отношений», «Детская агрессивность», «День рождения ребёнка в кругу семьи» и т. д. Родители и дети консультативного пункта активно принимают участие в жизни учреждения: проведении праздников, конкурсов, выставок. Семья – главный носитель духовной связи поколений.