Получи документы

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Светлана Васильевна Вдовина
Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10% : на начало учебного года из 100% обследованных детей – 36% дети-логопаты, на конец года эта цифра составила 28%.

На логопункт дети поступалии выбывали в течение года. При этом одновременно занималось до 20 воспитанников с различными речевыми заключениями: ФНР,ФФНР, ОНР. Основными формами организации работы с такими детьми считаю индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия короткие по времени, 15-20минут, краткосрочные – 1-2 раза в неделю и рассчитаны на шести месячный курс обучения, таким образом, дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

Публикация «Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Опыт работы свидетельствует, что коррекционно-развивающая деятельность будет эффективна только при тесном партнерствеучителя-логопеда с родителями, педагогами группы и детьми через активное включение в коррекционную деятельность.

Основными направлениями логопедической работы с родителями обозначила:

Консультативно–просветительская работа

Коррекционно-обучающая работа

Мониторинговая работа

В рамках консультативно– просветительского направленияосуществляю:

• Ознакомление с результатами логопедического обследования.

• Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

• Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизацию заинтересованности в коррекционных занятиях.

• Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

• Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

• Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа включает в себя:

• Активное участие в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

• Опосредованное обучение конкретным приёмам логопедического воздействия, продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

К мониторинговой работе отнесли:

• Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества и взаимодействия.

• Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

• Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

• Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

Информация, полученная в результате мониторингового изучения, послужила показателем результативности согласованного сотрудничества учителя-логопеда с родителями и использовалась для выработки максимально эффективных форм взаимодействия, повышающих общую продуктивность коррекционной работы. Выбранные формы сотрудничества с родителямиразделила на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

Словесные формы:

1. Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи.

2. Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель узнаёт о речевом нарушении своего ребенка и получает необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, стараюсь вызвать у них желание сотрудничать.

3. Анкетирование. Анализ ответов помог правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных встреч, мероприятий с детьми и родителями.

4. Родительские собрания, встречи – основная цель: формирование дружеские, партнерские отношений, обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

5. Интересная идея диалог с родителями по проблемам речевого развития. Родителям обозначена тема разговора, учитель-логопед совместно с педагогом выходят на проблему и пути е решения.

6. Участие в детской конференции. Родитель совместно с ребёнком готовит материал по определённой теме.

Наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся:

1. Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.

2. Получение полезной информации осуществляю и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.

3. Уголок логопеда «Говорилки» – он отражает тему совместной деятельности. В подготовительных группах запущен журнал для родителей «Дошкольник. ru» с логопедической рубрикой“Разговор с логопедом»,который даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.

4. Рубрика “Речевые занимашки” познакомила родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Данная рубрика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

5. Клуб друзей «Почитай-ка» адресована родителям детей младшего и среднего возраста. Цель: повышение речевой культуры, привлечь внимание ребенка к детской книге, проговариванию чистоговорок и другого речевого материала. Процесс формирования грамотного читателя начинается в раннем детстве. С самого раннего детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Мы открываем книгу, перелистываем страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить.

6. Тематический экран – планшет с лексической темой недели, отражающий практические упражнения и игры.

7. Линейка звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается наклейками). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

8. Дневнички речевого развития или логопедическое портфолио–в которое учитель-логопед вносит изменения в речевом развитии ребёнка.

Обозначила практические формы сотрудничества :

• Организация совместной деятельности (открытый показ логопедического занятия, дидактической игры) по постановке, дифференциации и автоматизации звука.

• Обучающие практикумы использую для родителей, которые не могут или не знают, какзаниматься с детьми дома, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращаю на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. В детском саду организован обучающий практикум «Весёлый язычок».

• мастер-классы «Развитие артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста», «Умные пальчики», «В стране Грамотейка», «Дидактический синквэйн – как средство развития связной речи».

• Ярмарка увлечений «Час выбора» (познавательно-речевое направление). Для родителей и их детей представлены новинки современных образовательных технологий, в которые они могли поиграть и сделать свой выбор.

Результативная реализация познавательно-речевого развития воспитанников возможна в процессе применения проектной технологии, которая ориентирована на совместную деятельность в различных сочетаниях.

Основная цель проекта – совершенствование системы работы по профилактике речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста через сотрудничество с семьей ребенка.

Для коррекционно-развивающей деятельности реализовала как краткосрочные (тематические)проекты, такие как «День Рожденье буквы Ё», «Осень в гости к нам пришла», «Будущий защитник», «Неделя сказок» так и долгосрочные «Разноцветные слова». Результаты представлены на слайде.

Таким образом, благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, но и создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Библиография

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155)//зарегистрирован Министерством юстиции Российской федерации 14.11.2013г., регистрационный № 30384.

2. Журнал «Логопед»№, 2013, №11, 2014, №2,2015.

3.. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005.

6. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

8. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

9. https://logoportal.ru/10180/.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил.

Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Заявка на соискание статуса муниципальной инновационной площадки 1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Республика Хакасия, Усть.

Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. (Из опыта работы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский.

План самообразования «Содержание дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара ПЛАН.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Работа с семьёй ДОУ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является.

Совместная деятельность учителя-логопеда с семьёй ребёнкаСовместная деятельность учителя-логопеда с семьёй ребёнка Хорошие результаты коррекционно-развивающей деятельности показывает тот ребёнок, которому помогает семья. У дошкольника из такой семьи речь.

Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования. [/u][/b]Одним из актуальных направлений развития системы образования.

Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 27 мая 2016 в 11:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД