Ирина Антипова
Сотрудничество в учебной деятельности «Учитель-ученик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
Отношения с учителем занимают очень важное место в жизни детей. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель - тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Главным в общении учителя и ученика должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.
Публикация «Сотрудничество в учебной деятельности „Учитель-ученик“» размещена в разделах
Важнейшим моментом в обучении является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает совместно с учителем, другими учащимися, обращаются друг к другу за помощью, именно из этого и появляются важнейшие аспекты сотрудничества :
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу.
Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению. В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить организация процесса обучения - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей - учебное сотрудничество.
Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время. Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:
1) учитель – ученик (ученики);
2) ученик – ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе
4) учитель – учительский коллектив.
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:
а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;
в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.
Основными признаками сотрудничества выделяют :
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результата).
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Его важнейшими признаками являются:
- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
- высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;
- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей- у детей (школьников);
- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний.
Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.
Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения.
Общение по линии «учитель-ученик» всегда дополняется общением по линии «ученик-ученик», что обусловливается самим общественным характером учебной деятельности.
Но успешность обучения зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников.
Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке. Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке : взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников.
При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками лишь при условии, что он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с ними и терпимости к ним, если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение. Сотрудничество учителя и учащихся является одной из определяющих основ современного обучения. Значение этой формы организации обучения столь велико, что весь педагогический процесс начинает рассматриваться как «педагогика сотрудничества». Что касается ситуации сотрудничества учителя и ученика, то В. П. Панюшкиным была разработана динамика становления их совместной деятельности. Она включает шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся : первая фаза - «приобщение» к деятельности :
1) разделенные между учителем и учащимися действия;
2) имитируемые действия учащихся;
3) подражательные действия учащихся; вторая фаза - «согласование деятельности» учащихся с учителем : 4) саморегулируемые действия учащихся;
5) самоорганизуемые действия учащихся;
6)самопобуждаемые действия учащихся; также прогнозируется третья фаза - партнерство в совершенствовании освоения деятельности.
Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя. Личностно-деятельный подход является основой учебного сотрудничества. Формой сотрудничества выступает педагогическое общение. Оно рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности субъектов педагогического процесса. Обучающимся предоставляется возможность отбора материала для занятий, они сами становятся источником учебного материала. С помощью знаний и опыта учащихся улучшается качество учебного процесса, так как он становится более значимым и глубже прочувствованным учащимися. Учитель и учащиеся фактически меняются местами. Данный подход тесно связан с самостоятельностью учащихся, самонаправленным обучением, независимостью учащихся. Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс. При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за информационный вклад. На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты, упражнения, тренинги, карточки, тесты и т. п. На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам. Учитель может быть активным участником группы, принимая участие в деятельности класса, предлагая свои идеи и мнения или личный опыт, может быть помощником и «средством обучения», может быть советчиком, инструктором, просматривая материал, приготовленный учащимися, перед работой с ним в классе. В этом подходе преподавание и обучение тесно взаимосвязаны, и в учебном процессе обе стороны принимают участие в равной степени. В современных условиях на первый план встает стремление развить у учащихся способность самостоятельно приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности. Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность. В условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение, составляет тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Лишь сотрудничество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности.
В связи с этим проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, методолога, исследователя представляется как никогда актуальной.
В заключении хотелось сказать, что сотрудничество в обучении – это и помощь ученику при решении сложных учебных задач, и объединение усилий педагогов и учащихся, и самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами.
Эффективность обучения в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям деятельности учащихся.
Большую роль играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними взаимопонимание – основа содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся между ним и учениками отношений.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.