Получи документы

Соответствие развивающей среды возрасту детей

Светлана Роханская
Соответствие развивающей среды возрасту детей

Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень этого дерева – это возраст ребенка от рождения до семи лет. Каждый возрастной период имеет свою мотивацию ведущего вида деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественное условие, выступающие данностью, с которой нужно считаться.

Публикация «Соответствие развивающей среды возрасту детей» размещена в разделах

Соответствие возрасту – одно из главных и в то же время трудно выполнимых условий. Связана данная тема с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать современным закономерностям и особенностям развития детей данного дошкольного возраста и учитывать те особенности этапов развития, которые характерны в наше время каждому отдельному ребенку, т. к. каждый ребенок - это индивидуальная личность. Однако надо помнить, что каждая последующий возраст является хранителем предыдущего по множеству причин. Она должна сохранять материалы прошлой возрастной категории развития, во-первых, для малышей, которые эти материалы еще не усвоили; во-вторых, для тех игр и образовательной деятельности, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным материалом.

В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младшего возраста, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от пространственной среды возможности развития именно данных видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть представлена в первую очередь среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание начинающая игровая деятельность. Таким образом, пространственная среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней возрастной группе должно преобладать такое содержание среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития сюжетно-ролевой игры, и здесь к ней предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка данного возраста, она должна быть, прежде всего, сама развитой. Ее развитие зависит от игровой среды, которую взрослые создадут сами. И чем больше на пути у ребенка в процессе развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и игры и ребенка. В старшей дошкольной возрасной группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т. д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей возрастной группе, но немного отличается содержанием от нее, в которое укладываются программные цели, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь такие же подходы к формированию среды, может быть, чуть объемнее содержания. Говоря о проектировании предметно-развивающей среды детей подготовительной к школе группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Публикации по теме:

«На лесной полянке». Элемент предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ Цель: стимулирование речевого, умственного развития детей с ЗПР путем тренировки движений пальцев рук. Задачи: 1. Упражнять в проведении.

Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей 1. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.

Доклад на семинаре «Значение предметно-развивающей среды в жизни детей» Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация предметно-развивающей среды для развития у детей представлений о времениОрганизация предметно-развивающей среды для развития у детей представлений о времени Ребенку дошкольного возраста непросто освоить понятие времени, достаточно сложно представить как «работает» время, потому что эта величина.

Организация предметно-развивающей среды как условие развития речи детей с ОНР .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей Одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно – пространственная среда.

Построение предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Жигунова Е. А., воспитатель группы раннего возраста, хочу поделиться своим опытом построения предметно-развивающей.

Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР Любое образовательное учреждение, в том числе и ДОУ, представляет собой открытую среду, в которой процесс коммуникаций проходит по нескольким.

Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование развивающей среды по ФЭМП у детей дошкольного возраста» Цель: Мотивировать педагогов к обновлению содержанию предметно – развивающей среды в группах, повышать профессиональное мастерство педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Соответствие развивающей среды возрасту детей
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 15:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД