Инна Кузнецова
Соты Кайе как средство формирования технического и архитектурного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Виктор Августович Кайе инженер-техник, поэт, бард, изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. В отличие от традиционных пазлов, игры Кайе являются открытой системой имеют несколько игровых функций (вариантов игры, а вариантов сборки великое множество.
При этом в отличие от мозаики они развивают не только эстетическое чувство и мелкую моторику, но и пространственное мышление.
Мотиватором создания этого набора, как и сотен игрушек и игр Виктора Кайе был младший сын, которого хотелось удивить чем-то необычным и занимательным.
Публикация «Соты Кайе как средство формирования технического и архитектурного творчества» размещена в разделах
Набор «Соты Кайе» стоят в одном ряду с известными кубиками Зайцева, пособиями М. Монтессори, блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
В использовании этого пособия сплошные плюсы!
Его яркие элементы действительно напоминают пчелиные соты Выполнены они в форме шестигранника и такие же желтые. Снаружи яркий ламинированный картон, а внутри – вспененный полимер. Соты яркие, крупные, легкие и удобные в пользовании. С одной стороны полностью желтый, а с другой – сине-желтый геометрический рисунок. Всего 84 элемента. Развивающая игра предназначена для детей от 3 до 11 лет.
Многофункциональность игры - это возможность использования набора:
- в качестве графического конструктора для создания фигур из частей
рисунков на элементах;
- графического трансформера для изменения полученных фигур
- плоской крупной мозаики
- для использования в качестве головоломки
- для конструирования и экспериментирования в области детского
дизайна и архитектуры
- для игры в детское домино.
Функциональные возможности элементов сот Кайе
-элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости,
-установить в угол, образованный другими элементами,
- легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону,
- изменять рисунок композиции за счет поворота элементов,
- создавать композиции больших размеров,
- использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку элементы,
- использовать в игре игрушки, соразмерные элементам
Что соты Кайе дают ребенку?
Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе.
Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.
Кроме того, результаты занятий детей с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования.
Соты Кайе пригодятся в группах продленного дня детского сада или школы, в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.
А так же предназначены для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству.
В то же время соты Кайе позволяют ставить перед ребенком и чисто дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в этом методическом пособии. Можно применять в игре сомасштабные игрушки и предметы. Можно применять набор в режиссерских играх детей.
После завершения работы можно наблюдать фигуры с разных точек обзора, обсуждать их, высказывать мнения, делиться ассоциациями.
Примеры, приведенные в инструкции к сотам Кайе, даны для более глубокого понимания возможностей набора. Лучше, если ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства, взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора и лишь потом получит от взрослого пояснения, подсказки и задания на построение композиций по примерам. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка можно менять сложность заданий в широком диапазоне.
Иры
Как же играть в соты?
1. Соты можно использовать просто как крупную мозаику, перевернув их
желтой стороной вверх. Если ребенок мал, пусть он учится соединять
шестигранники сторона к стороне, не оставляя зазоров и понимая, что он
может выложить целую композицию или узнаваемый образ из прилагаемого
к игре буклета. В отличие от классической мозаики соты довольно крупные,
можно не опасаться, что малыш их проглотит или они потеряются среди
игрушек.
2. Покажите ребенку изображение из буклета и попробуйте вместе собрать
фигуру из элементов. В брошюре задания располагаются от простого к
сложному, поэтому начинать лучше с самого начала. Помогите ребятам,
покажите, как это работает. Обычно самые маленькие игроки испытывают
полный восторг, когда видят, как из частей получается цельное изображение.
Потом ребенок пробует создать картинку самостоятельно. В буклете также
есть задания на перестановку, когда из одной картины нужно сделать
другую, переместив элементы.
3. Когда ребенок освоит принцип создания единых образов, он может
попытаться построить что-то свое, отличное от предложенных образцов. Так
он освоит принцип симметрии, будет развивать эстетическое чувство и навык
конструирования, а также образное мышление.