МААМ-картинки

Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность

Ольга Сахно
Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность

Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин

и театрализованную деятельность

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Публикация «Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность» размещена в разделах

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Поэтому в своей образовательной деятельности с детьми, на логопедических занятиях, мы стараемся использовать театрализованную деятельность, для того, чтобы создать условия для развития и обогащения связной речи детей. В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности. А театрализованная игра - драматизация вносит разнообразие в жизнь ребенка, вызывает у него праздничное радостное настроение. Театрализованные игры предполагают правильное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используем при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, четкой артикуляцией. Участие детей в играх – театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи мы ставим перед ребенком, когда он участвует в пересказе сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого, здесь детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Продолжается работа над развитием связной речи, она становится более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

Наряду с театрализованной деятельностью, одним из средств развития связной речи, которое мы используем в работе с детьми, является рассказывание по картине. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. А. Пельевская, Е. И. Родина, М. М. Конина, С. Л. Рубинштейн, А. А. Люблинская, В. С. Мухина и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. А ведь это так важно! Ведь детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций. В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому, мы стараемся научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.

Обучение рассказыванию - одна из важнейших задач развития связной речи. В старшем дошкольном возрасте, в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляются все более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств, рассказ-образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными ("Как еж спас ежика", "Медвежонок на прогулке" и другие). Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях мы ставим ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали : фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и, в известной степени, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм. Все это требует, с одной стороны, более высокого уровня и речевого развития, и, прежде всего, сформированного лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов. С другой стороны, составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления особенно, т. е. имеет место интенсивное проявление двух основных проявлений речи, а именно: выражение, образование и развитие мыслей, в конечном счете – значительное совпадение, слияние процессов мышления и речи.

Для составления описательных рассказов используются предметные и дидактические картинки, специально созданные для детских садов. Полезный наглядный материал для описания в старшем дошкольном возрасте – рисунки и аппликации детей, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты. Детям бывает особенно интересно, когда эти изображения проецируются на экран. По крупным сюжетным картинкам, ровно как и по серии картинок с одними и теми же героями, дети составляют связный повествовательный рассказ (например, как Таня приезжала в разное время года к бабушке и гуляла в сквере – по картинкам из серии "Наша Таня" О. И. Соловьевой).

Для лучшего понимания и определения художественного замысла той или иной картины, мы часто используем музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой – подчеркивает ее настроение и помогает подобрать для описания определения, эпитеты, меткие сравнения, метафоры. Например, можно использовать стихи А. С. Пушкина, Ф. И Тютчева, С. А Есенина о природе, отдельные пьесы из "Времен года" П. И Чайковского, русские народные песни и мелодии.

Помогает понять настроение картины и такой методический прием: мы спрашиваем детей о том, какое у них бывает настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и т. п. Конкретные ситуации, близкие опыту детей, позволяют подводить их к более очному определению человеческого настроения (веселое, гневное, радостное, задумчивое).

При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятиях каждый ребенок.

Постепенно у детей накапливается опыт рассказывания по рассматриваемым картинкам и картинам, и составления по ним рассказов и сказок. Для дальнейшего повышения детской активности и самостоятельности предусматривается такая методика занятий, при которой дошкольники сами могут почерпнуть из картины дополнительный материал для своих выступлений. Отметив в беседе самые существенные моменты сюжета, мы предлагаем детям самим найти в картине еще много интересного и рассказать об этом.

Работу по развитию связной речи мы продолжаем и в повседневной жизни: при чтении книг рассматриваем иллюстрации к произведениям и составляем рассказы по ним, описываем картины и картинки, находящиеся в групповой комнате и раздевалке, детские рисунки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Программные задачи: 1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ.

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в страну сказок» в средней группе Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру. Задачи: 1. Обучающие: -Обогащать словарь детей, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Задачи: Обучающие - Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа по серии сюжетных картин; активизация предметного,.

Консультация «Обогащение речи детей в игровой деятельности» Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду является одним из основных.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Конспект НОД по речевому развитию «Совершенствование связной речи в средней группе детского сада» ООД (речевое развитие). «Совершенствование связной речи в средней группе детского сада». Провела воспитатель: Кадырова Залия Анисовна.

Проект «Формирование этических представлений у детей раннего возраста через вовлечение в театрализованную деятельность»Проект «Формирование этических представлений у детей раннего возраста через вовлечение в театрализованную деятельность» .

Проект «Обогащение сюжетно-ролевой игры путём использования познавательно-исследовательской деятельности» Проект «Обогащение сюжетно-ролевой игры через использование познавательно-исследовательской деятельности (ознакомлении с профессиями взрослых)».

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельностьРазвитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность .

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик» Программное содержание:- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин. - Учить строить сложноподчиненные предложения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность
Опубликовано: 10 марта 2016 в 08:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД