МААМ-картинки

Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей

Нина Лаевская
Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей

Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей

Даже самая тщательная работа логопеда не будет эффективна без взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Мы хотим представить, каким образом нами осуществляется взаимодействие по совершенствованию коммуникативно-речевых навыков у детей с ТНР между логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по о физкультуре в условиях реализации ФГОС ДО.

Цеель проводимой работы:

Публикация «Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей» размещена в разделах

Выявить резервы повышения логопедической работы с детьми с ОНР за счет координированного взаимодействия специалистов разного профиля (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Были определены основные направления совершенствования логопедической работы в условиях группы для детей с ТНР :

• тематическая интеграция образовательных областей;

• закрепления правильных речевых навыков в условиях активной речевой практики и естественного речевого общения в образовательной и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах в различных образовательных областях;

усовершенствование среды группы, кабинета, ф. и м. залов;

• проведение интегрированных занятий, совместных досуговых мероприятий.

Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда, воспитателей и специалистов.

• План взаимодействия на учебный год.

• Тетради взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий, речевого материала и репертуара.

• Участие учителя-логопедоа в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

• Составление картотеки речевых игр,. Зд сб и т. д.

• Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи.

В содержании коррекционной работы отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных совместных мероприятий специалистов и воспитателей группы. Начинается работа с квалифицированной диагностики с учетом структуры речевого дефекта, а так же психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Данные фиксируются в картах комплексного сопровождения. Воспитатели и специалисты знакомятся с результатами обследования и дополняют карту по своим разделам. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете.

На основе единого портрета группы разрабатываются рабочие программы, осуществляется координация тематических планов в соответствии с образовательным стандартом. Таким образом, воспитатели и специалисты знакомятся с содержанием не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводит логопед.

В основе взаимодействия лежит принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Каждый специалист разрабатывает лексическую тему по своему виду деятельности. Но вместе с тем каждый из педагогов всегда использует элементы других образовательных областей. Тем самым не нарушается целостность коррекционно-образовательного процесса.

Тематическая интеграция реализуется нами через различные формы, методы и средства работы с дошкольниками с учётом их речевых и возрастных особенностей. Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. При таком совместном подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно осваивается детьми в процессе деятельности.

В образовательных областях «Музыка» и «Физическая культура» используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. Во время художественной деятельности, в паузах, проводим физкультминутки под музыку. Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует с деятельностью других специалистов.

В целях осуществления продуктивного взаимодействия в ДОУ компенсирующего вида рациональны такие формы деятельности, как комплексные и интегрированные занятия, различные формы вечерней коррекционной работы, музыкально-речевые досуги и т. д. Продуктивное взаимодействие с родителями осуществляется в процессе проведения открытых и совместных мероприятий.

Нами были разработаны и апробированы интегрированные занятия, которые проводятся совместно не только с воспитателями, но и с музыкальным руководителеми и инструктором по физической культуре. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и материала.

Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность интегрированных занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение к речевым играм и упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании детей с ТНР. В ходе интегрированных занятий вербальная работа сочетается с продуктивными видами деятельности. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Речь и движение очень тесно связаны, дополняют друг друга. Движение помогает осмыслить слово. Сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние. Интегрированное физкультурное занятие строим по традиционной схеме, но с включением упражнений, закрепляющих и совершенствующих ранее полученные знания и умения по развитию речи. На физкультурных и музыкальных занятиях осуществляется проговаривание действий и называние упражнений. Поощряется речевая активность детей в процессе двигательной деятельности. Физинструктор часто использует сюжетные занятия на основе прочитанных сказок.

Современные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Роль воспитвтелй в сопровождении детей с ТНР имеет огромное значение. Логопед помогает правильно спланировать совместную деятельность воспитателей и детей в соответствии с коррекционными задачами на данный момент, а так же рекомендует, как лучше организовать самостоятельную деятельности детей.

Логопед и воспитатели совместно занимались усовершенствование среды группы, кабинета. В логопедическом кабинете, группе, создана естественно стимулирующая среда, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, проявляет творческую активность. В кабинете и группе выделены зоны, оснащенные большим количеством развивающего материала. В зоне развития коммуникативных навыков дети погружаются в активную речевую среду, используя телефон, телефакс, микрофон. Речевые навыки совершенствуются во время игр с «пальчиковым театром». Игры с «мимическим кубиком» учат детей регулировать свои чувства, переживания Дети имеют возможность играть с песком. В группе создвн речевой уголок, который постоянно пополняется и обновляется.

Взаимосвязь логопеда с воспитателями и специалистами осуществляется в процессе подготовки и проведения совместных мероприятий, взаимопосещение занятий. В подготовке к всем детским праздникам бывают задействованы все педагоги группы. Музыкальный руководитель составляет сценарий, логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его. Физинструктор исполняет разнообразные роли, организует разнообразные соревнования и игры.

Совместная деятельность по реализации проектов также способствовала более конструктивному межперсональному взаимодействию специалистов, воспитателей и родителей. Рациональное использование самостоятельной, индивидуальной и групповой работы в проектной деятельности позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

Взаимодействие педагогов происходит и в процессе освоения информационно-коммуникативных технологий. Совместно создаются мультимедийные презентации, адаптируются компьютерные игры.

Созданию единого информационного пространства - еще одно из направлений взаимодействия. (стенды, выставки, библиотечка, разработка тематических консультаций, буклетов для родителей). разработка общих рекомендаций для родителей и консультаций с применением пальчиковых гимнастик, различных видов массажа, гимнастики глаз, дыхательных упражнений. Педагоги советуются при разработке памяток и рекомендаций для родителей.

Таким образом, речевые компетенции возможно развивать не только на логопедических занятиях, но и в других видах деятельности, создавая единое речевое пространство.

Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне качественно совершенствовать навыки речевой практики.

Правильное распределение задач и обязанностей всех участников педагогического процесса, грамотное планирование совместной деятельности создает предпосылки для успешного преодоления речевых трудностей у детей с ТНР, позволяет реализовать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать к новым условиям школьной жизни. Повышение эффективности коррекционного процесса по всем направлениям логопедической работы подттверждают результаты катамнеза.

Опыт межперсонального взаимодействия логопеда и воспитателей был предстмвлен на районном семинаре для воспитателей.

Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне качественно совершенствовать навыки речевой практики.

Публикации по теме:

Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством интеграции образовательных областей Конспект открытого занятия. Тема: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством интеграции образовательных областей».

Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста «Интеграция образовательных областей как средство формирования безопасности детей младшего дошкольного возраста» Главная цель работы.

Использование интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в занятиях с детьми 3–4 лет Образовательные задачи к образовательной области "Коммуникация". Речевое общение: - налаживать общение на разнообразные темы, в том числе.

Из практики работы «Формирование у детей навыков по уходу за растениями» Из практики работы:«Формирование у детей навыков по уходу за растениями» Формирование у детей навыков по уходу за уголком природы Трудовой.

Консультации для родителей: «Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей» Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных.

Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников (Выступление на методическом.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город Сочи»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город Сочи» Цель :расширить знание детей о родном городе. Задачи :формировать представление детей о родном городе; закрепить знание о достопримечательностях.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Оригами «Рыбка»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе. Оригами «Рыбка» Цели: продолжать знакомить детей с жителями подводного мира: внешний вид, повадки, места обитания; научить складывать рыбку из бумаги.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Оригами «Лягушка» в подготовительной группеНОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей «Оригами «Лягушка» в подготовительной группе Цель : Формировать экологическое мышление, способствовать осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде. Жить.

Освоение коммуникативных умений посредством интеграции образовательных областей Задачи: Развить диалогическую форму речи, моторику речедвигательного аппарата, речевое дыхание, правильный темп речи, интонационную выразительности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 11:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД