МААМ-картинки

Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм

Мария Белозерова
Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм

Вопрос задержки психического развития является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике. Задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как замедление темпа развития психики, которое чаще отмечается при поступлении в школу и проявляется в бедности словарного запаса, недостаточности представлений, неразвитости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной работой.

Публикация «Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм» размещена в разделах

У детей с ЗПР обнаруживается инертный темп развития речи, его качественная специфика и наибольшая распространенность речевых нарушений. У многих детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются расстройства импрессивной и экспрессивной речи, расстройства устной речи, а у детей школьного возраста с ЗПР имеются нарушения письменной речи спонтанной и отраженной речевой деятельности.

Для импрессивной речевой деятельности детей данной категории характерны следующие особенности: недостаточное различение речеслухового восприятия, вербальных фонем, недостатоностью дифференции смысла определенных слов, тонких оттенков речи.

Расстройства экспрессивной речи детей с ЗПР проявлются в дефектах звукопроизношения, скудности лексического состава слов, недоразвитии грамматического строя речи, наличии аграмматизмов, вербальной инактивности.

У большинства детей с ЗПР наблюдается отставание в речевом развитии. Первые слова возникают примерно к 1,5 годам, у некоторых детей еще в более позние сроки. При логопедическом обследовании можно выявить, что у большинства детей данной категории расстройства звукопроизношения выражаются в недостаточно четком произнесении свистящих и шипящих фонем (боковое, межзубное произношение, отсутствие либо неверное произношение сонорных звуков. Дети дошкольного возраста с ЗПР затрудняются в освоении фонематическим анализом.

Специфические особенности речевой деятельности детей данной категории выражаются в скудности лексико-семантического компонента речи, в ограниченности словарного запаса, неточности употребления слов. Наибольшую сложность вызывают задания на исследование употребления обобщающих понятий (мебель, посуда и др.). Дети с ЗПР не осознают взаимоотношения между родовыми и видовыми понятиями (стол, шкаф, мебель, кровать). Дети данной категории в самостоятельной речи крайне мало применяют небольшое число имен прилагательных и наречий. В речевых высказываниях обнаруживаются аграмматизмы, неверный логический порядок слов.

В рассказах у детей с ЗПР отмеччается бедность речевого оформления и нарушение логической связности, непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей речевого высказывания, их искажения. Дети данной категории нередко не сохраняют главный сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей с ЗПР наблюдается неспособность оформлять с помощью речевых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения («Доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел.»).

Одним из свойственных признаков расстроств речи детей с ЗПР является недостаточное развитие словесной регуляции действия, сложности оречевления собственных действий, недостаточная сформированность планирующей функции речи.

Учитывая специфику речевого развития детей с ЗПР необходимо тщательно спланировать, организовать и провести планирования, организации и проведения коррекционную работу по развитию речи. Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР следует проводить по нескольким направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- расширение словаря детей;

- развитие лексико-грамматической стороны речи;

- формирование связной речи.

Одним из наиболее эффективных средств развития речи у детей с ЗПР является метод включения пиктограмм. Пиктограмма рассматривается как система разных приемов, облегчающих запоминание и повышающих объем памяти с помощью образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Термин «пиктограмма» определяется как знак, отображающий важные узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, нередко в схематическом виде. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на визуальный образ, посчитать, сколько и каких фонем в слове, где стоит фонема (в начале, в середине либо в конце, схемы предложения – установить число слов, формирует интерес к процессу коммуникации, развивает речемыслительную деятельность, усваивает операции анализа и синтеза.

Под пиктограммами понимается рисуночное письмо, условное обозначение (символ) конкретного слова либо слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Главное отличие знаков пиктограмм от знаков фонетического письма выражается в незакрепленности за пиктограммой определенной единицы языка, в способности интерпретации пиктограмм на любом языке : пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с разными вариациями смысла нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую иллюстрацию и поэтому гораздо проще запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма ознакамливает ребенка со словом, его значением, формирует вербальную память, содействует интенсивному обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые вклюсают в себя элементы доступные ребенку и рука ребенка сможет легко их изобразить.

Пиктограммы входят в число невербальных средств коммуникации и применяться в следующих качествах:

– как средство временной коммуникации, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может уствоить фонетическую речь. В данной ситуации задача дефектолога, применяющего метод пиктограммы, - развивать у детей с ЗПР мотивацию и желание общаться;

– как средство постоянного процесса коммуникации для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

– как средство, облегчающее формирование коммуникации, речи, познавательных функций (символизации, развития элементарных представлений и понятий);

– как подготовительный этап к усвоению письма и чтения детьми с ЗПР.

Специфическая черта пиктограмм заключается в том, что дети данной категории изучают определенное событие, где каждая иллюстрация соответствует одному предложению. Сегодня применение пиктограмм становится актуальным вопросом в развитии речи детей с ЗПР. Актуальность применения метода пиктограмм выражается в том, что он помогает:

- облегчить процесс коммникации;

- улучшить гармоничное формирование ребенка;

- стимулировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

У детей с ЗПР крайне важно формировать наглядно-образное мышление, применяя символы, схемы, упрощающие процесс запоминания и повышающие объем памяти. Усвоение приемов работы с пиктограммами значительно упрощает и сокращает время обучения и освоения материала, развивает приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

В работе Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной «Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами» предлагается методика работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм, которая состояла из следующих этапов:

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и конкретизация его понимания:

• Идентификация символа. Педагог последовательно показывает ребенку пиктограммы, предлагает познать их и соотнести с натуральным предметом либо с его реалистичным изображением на иллюстрации;

• Выбор нужной пиктограммы среди ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенку нужно узнать и продемонстрировать ту, которую назвал педагог.

• Выбор такой же пиктограммы среди контеретного множества других.

• Констуирование фразы при помощи пиктограмм. Педагог предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с рисунком объекта действия, процесса действия, нужного для этого предмета, и др. и произносит фразу соответствующую данным рисункам. Ребенок выбирает и продемонстрирует пиктограммы в том логическом порядке, в каком воспроизводятся слова чтобы получилась необходимая фраза.

• Выбор (демонстрация) из нескольких фраз, составленных из пиктографических рисунков, той, которую назвал педагог.

• Выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того. Которое произносит педагог.

2. Алгоритм определения связи между рисунков предметов и их функций:

• Составить из пиктограмм пару. Первый вариант: педагог предлагает ребенку соединить стрелкой можно производить с этим предметом. К примеру, кукла – играть, яблоко – есть. Второй вариант: педагог демонстрирует ребенку пиктограмму с рисунком действия и просит его соединить стрелкой данную пиктограмму с пиктограммой, на которой изображен определенный предмет. К примеру, слушать – уши, пить – вода.

• Среди большого количества пиктограмм отобрать только те, которые относятся к одной тематической группе, к примеру, к группе одежды.

• Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг к другу. К примеру: уши – смотреть, глаза – слушать.

• Найти и исправить ошибку во фразе. Педагог демонстрирует ребенку пиктографическую иллюстрацию фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм отобрать необходимую, чтобы исправить данную ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы при помощи самостоятельного выбора нужного символа:

• Дополнить фразу необходимой пиктограммы, отобрав ее из серии других.

• Составить из пиктограмм, произнесенную педагогом фразу.

• Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками.

• Подобрать группу пиктограмм по определенному признаку.

• Составить логические цепочки.

Итак, система неречевых средтсв общения предусмаривает развитие логической цепочки : первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Другим эффективным средством формирования речи у детей с ЗПР являются карточки РЕСS. Визуальные карточки PECS являются альтернативным методом коммуникации ребенка с другими людьми. Главнаяя цель визуальных карточек заключается в предоставлении ребенку возможности попросить либо сказать о том, что он хочет, что ему нужно, либо как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи). Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Базовые способы обучения процессу коммуникации при помощи карточек PECS основываются на принципах прикладного анализа поведения. Система PECS рассмотрена в работе Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Выделяют ряд преимуществ использования карточек РЕСS в работе по развитию речи с детьми, имеющими ЗПР:

1. Карточки РЕСS позволяют интенсивно приобрести главные функциональные навыки общения.

2. При помощи карточек РЕСS можно интенсивнее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно воспризводить слова, чем при помощи обучения наименований предметов, вокальной имитации, либо усиления взгляда.

3. При помощи карточек РЕСS процесс коммуникации для ребенка с окружающими людьми становится наиболее доступным и становится возможным обобщение полученных речевых навыков.

При помощи использования карточек РЕСS в работе по развитию речи дети с ЗПР не «ленятся, когда не воспроизводят слова и не общаются, они просто не способны этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Применение карточек РЕСS не замедляет формирование разговорной речи, а ускоряет его – при помощи парирования речевого и зрительного стимула в ходе обмена.

Работа по развитию речи у детей с ЗПР с использованием карточек РЕСS проводится по шести этапам:

I этап – физический обмен, обучение давать карточку.

II этап – учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.

III этап – обучение распозновать, что нарисовано на карточке.

VI этап – обучение составлять предложения из карточек.

V этап – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

VI этап – обучение делать коментарии при помощи карточек.

Таким образом, работа по развитию речи у детей с ЗПР с использованием карточек РЕСS снижает проявление неадекватного поведения у детей, у них обнаруживается улучшение социального поведения и позитивные сдвиги в развитии речи. При использовании альбома с карточками РЕСS увеличивается количество воспроизведенных слов и трудность речевых конструкций. Применение системы не мешает развитию речи, а увеличивает вероятность развития либо улучшения вербальных навыков.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию связной речи детей посредством театрализованной деятельности «Сказочный лес и волшебный цветок» Конспект НОД по развитию связной речи детей посредством театрализованной деятельности «Сказочный лес и волшебный цветок» (Подготовительная.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа с использованием пиктограмм по теме «Лето» Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа с использованием пиктограмм по теме: «Лето» Цель: 1. Обогащать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности Тема " Давайте познакомимся". Цель: первое посещение детьми театрального зала, знакомство с русской народной сказкой «Курочка ряба». Ход.

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством игр экологического характера Тема: «В гости к лесничему». Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое.

Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр» Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!Продолжаю знакомить вас с методическими разработками, которые я применяю в своей практике при использовании.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок На современном этапе развития общества одной из главных задач в речевом воспитании является формирование связной речи у детей дошкольного.

План работы по развитию креативности мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок План работы по развитию креативности мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр -головоломок 1 этап 11.01.16 – 18.02.16.

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики как одной из проблем психоречевого развития детей с ОВЗ. В связи с тем, что многими физиологами доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи (работы.

Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы) Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы) Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование работы по развитию речи у детей с ЗПР посредством включения пиктограмм
Опубликовано: 19 января 2017 в 18:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД