Наталья Ткаченко
Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конечная цель ДОУ по формированию экологической культуры детей – это созданная модель готовности к охране природы выпускника детского сада экологической направленности. Это ожидаемый результат педагогического коллектива и ориентировка на эту модель.
Что же заложено в этой модели?
1. Мотивы поведения в природе, желание помочь ей, сберечь ее богатства.
2. Требования к знаниям, которыми должен обладать выпускник, - получают через занятия и заметки в газете, оформление групповых уголков природы.
Публикация «Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Должны быть сформированы экологические умения у выпускника : умение критически оценивать окружающую среду, свои поступки по отношению к природе; принимать экологически грамотные решения с учетом этических, правовых, нравственных норм поведения в природе.
4. Умения, которыми должен обладать выпускник: выполнение посильной работы по защите, уходу за окружающей средой; участие в исследовательской краеведческой работе совместно с педагогами, родителями.
Основа любого процесса – это цель, целеполагание.
Например, поставлена цель: сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.
После цели выдвигаются задачи.
Для дошкольников они могут быть следующие:
1. Сформировать нормы правильного поведения в природе (мало сказать, что так нельзя делать, надо научить, как необходимо делать).
2. Развивать потребность в общении с природой (показать красоту природы).
3. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе, - более высокий уровень.
Какие же в связи с этим можно дать методические рекомендации?
Во-первых, экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Поэтому через лектории, семинары мы должны воспитывать экологическую культуру родителей.
В детском саду у воспитателей также есть пробел в экологической культуре и грамотности, так как Интуитивно они убеждены, но знаний определенных нет. Это можно проверить через анкетирование для выявления начального уровня экологической грамотности.
Воспитатели сами должны пройти этап экологического образования.
По экологической направленности предлагаем использовать следующие формы и методы работы с детьми:
1. Экологические беседы природоохранительной тематики: «Отчего плачут деревья»; «Какую тайну мы знаем»; «О чем мечтала поляна».
2. Использование на занятиях эколого-педагогических ситуаций, экологических задач.
3. Чтение и обсуждение книг о природе и ее охране.
4. Путешествие в город; экскурсии в лес, поле, на водоем, на которых рассказывается о правилах поведения в природе.
5. Проведение экологической недели, где предусматриваются:
• конкурсы-турниры знатоков природа;
• комплексные игры-путешествия по тропе Берендея;
• организация выставок «Природа и фантазия»;
• творческие экологические конкурсу
• викторина «Знаешь ли ты природу родного края»;
• выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен этот мир».
6. Проведение экологического дня : день природы; день леса; день Берендея; «Лесная гостиная» - встреча с лесничим; «Поляна чудес» - экскурсия в лес, поле; «Зеленая аптека» - сбор лекарств, трав; «Соловушка» - кольцовка песен о природе и ее охране; «На лесной опушке»; «Радуга» - конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир»; «Цветочная гостиная» - праздник цветов; «Игрище царя Берендея» - час занимательных экологических подвижных игр; «Лужайка-поиграйка»; викторина «Деда-природоведа»; «Что, где, когда растет в нашем крае».
7. Трудовые «Экологические операции» (практическая дея-тельность детей).
Операция «Зеленая аптека» - сбор лекарственных растений:
• знакомство детей с гербариями лекарственных растений.
• знакомство с правилами сбора. Операция «Скорая помощь» раненому дереву.
• Операция «Птицеград» - сбор кормов или «Нам птицы скажут спасибо».«Птичий дом» для подкормки зимующих птиц. Операция «Красная книга» или «Красная тетрадка».
• изучить растения и животных родного края;
• не рвать редкие исчезающие растения;
• охранять все живое в родном крае.
В качестве итога работы с дошкольниками педагоги могут создать «Модель готовности к охране и защите природы выпускника детского сада» - ожидаемый результат, у которого будет сформирована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения : оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастному пониманию; оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе; соблюдать правила поведения в природе, а также дети будут готовы сами участвовать в охране и защите окружающей среды, в опытническо-исследовательской работе.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.