Екатерина Васильева
Советы родителям для организации послушания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Послушание – первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребёнка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.
А. С. Макаренко писал: «Ребёнок в младшем дошкольном возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-7 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт, багаж нравственных представлений, поэтому он особенно нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы.
Публикация «Советы родителям для организации послушания детей» размещена в разделах
Важно, чтобы дошкольник, выполняя указания взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создаёт у ребёнка внутреннее согласие с требованием воспитателя и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) – непременное условие активного послушания.
Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. Например: «Побыстрее одевайся: приехала бабушка, она тебя ждет». Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета. Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступать в пререкания, капризничать, упрямиться, этим самым выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения.
Нельзя забывать, что воспитание – это сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребёнка, вызывая в нём внутреннее согласие с указаниями взрослых. При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других, если для этого существуют веские причины.
Задача педагогов и родителей уже в раннем возрасте формировать основы внутренней дисциплинированности, которая бы выражалась у растущего человека в культуре чувств, поступков, потребностей. Осознанное послушание ребёнка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий – «нельзя» и «можно».
Ребенку можно разъяснить многие «нельзя». Например: «Нельзя ходить по лужам без резиновых сапожек – промочишь ноги, придётся идти домой», «нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать в ней интересную сказку». Необходимо добиваться, чтобы ребё нок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, так как доставляет неудобство себе и другим, это плохо.
Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения.
С первых дней надо организовать жизнь ребёнка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые бы обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.
Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становиться основой поведения. Если взрослые выпускают это из виду, то ребёнок сам начинает выбирать для себя удобные способы действия.
Только при правильном воспитании у ребё нка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных и др. Они как бы вносят порядок в жизнь детей, экономят нервную энергию, организуют их поведение.
Если ребёнка и малого возраста приучали соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшими и т. п., то эти формы поведения постепенно превратятся в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать так, а не иначе. Но положительные привычки становятся прочной основой, естественными и удобными способами поведения, если ребёнок упражняется в них постоянно. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки.
Нельзя забывать, что привычки у дошкольников могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменять условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей.
Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются.