Получи документы

Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ

Татьяна Масензова
Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

Советы воспитателям при проведении педагогической диагностики в ДОУ.

Виды педагогической диагностики

Вид педагогической диагностики

Основная первичная (в начале учебного года) Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз)

Основная итоговая (в конце учебного года) Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач.

Публикация «Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ» размещена в разделах

Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно- с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы

Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.

Методы педагогической диагностики

Наблюдение

Педагогическое наблюдение- это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики.

Технология наблюдения

1. Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д.)

2. Определение 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно.

3. Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить наблюдение).

4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах и т. п.).

Принципы диагностики:

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, т. к. какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю, но, как советуют исследователи, не надо жалеть времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденцию этого развития.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Результаты должны рассматриваться как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям.

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому, кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).

Получение ответов от детей

Обычно воспитатели получают ответы, задавая вопросы. Это происходит постоянно не только во время образовательной деятельности, но и во время обычного пребывания ребенка в детском саду. Например, можно попросить дошкольника сосчитать до пяти, давая ему проявить инициативу. Большую роль при этом играет форма постановки вопроса или способ создания определенной ситуации, где ребенку захотелось бы ответить даже на незаданный вопрос. Например спросить: «Интересно, а сколько детей в нашей группе знаю числа до пяти?» или «Помогите мне назвать эти числа- что-то сегодня путаю их названия». А если вы построите игру, в которой необходимо будет что-то сосчитать или обратиться к цифрам, можно получить нужный ответ, не задавая вопросов. Это не значит, что не следует задавать прямых вопросов, без них невозможно обойтись в реальной детсадовской жизни. При сборе информации методом получения ответов дайте детям возможность ответить различными способами. Не требуйте от них только одной формулировки ответа, которую считаете единственно правильной. Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос воспитателя, не нужно немедленно бросаться отвечать за него. Ожидая, вы демонстрируете свое уважение и уверенность в том, что вопрос ему по плечу. Кроме того, задавая вопрос, вы должны быть уверены, что дети его действительно поняли. Разные дети по разному воспринимают одну и ту же информацию- здесь имеет значение и исходный уровень заинтересованности в данном виде детской деятельности, и степень его включенности в проблему, наконец просто его настроение.

Сохранение продуктов детской деятельности

Сбор рисунков, вылепленных или вырезанных фигурок, написанных букв, цифр, детских каракулей и т. п., прежде всего, предоставляет нам информацию о прогрессе детей в различных видах деятельности. На основании того, что делал ребенок, мы можем судить и о его актуальном состоянии, его интересах, предпочтениях, уровне владения определенными техническими навыками, свободе самовыражения, о его опыте и т. п. Этот метод предоставляет очень важную информацию о развитии детей. Однако, сохраняя продукты детского творчества, необходимо помнить, что истинным хозяином является сам ребенок. Мы можем брать их только с его разрешения либо если ребенок сам подарит их нам.

Беседы с родителями и обследование условий жизни ребенка в семье

Воспитатели часто разговаривают с родителями, когда те приводят детей в группу, или в конце дня, когда детей забирают домой. Как правило, эти беседы сводятся к вопросу родителей: «Ну, как сегодня?»- и ответу воспитателя: «Все хорошо (нормально)» или «Сегодня Паша плохо спал (плохо ел, подрался, плакал и т. д.)». Таким образом, обычно мы вступаем в пространный диалог в случае, если у ребенка возникают какие-то проблемы. Тем не менее мы нуждаемся в информации и о тех детях, развитие и состояние которых не вызывает опасений. Воспитателю нужно знать, какова атмосфера в семье ребенка, чем интересуются его родители, могут ли они уделять ему достаточно времени, может ли воспитатель рассчитывать на контакт с ними и совместные действия по развитию ребенка. Однако, получив такую информацию, не торопитесь с выводами. Ни в коем случае не стоит непосредственно переносить свое впечатление о семье на оценку развития ребенка. Мнение родителей о ребенке несет важную информацию для воспитателя о его развитии и состоянии. Для того, чтобы наиболее эффективно систематизировать такую информацию, ее стоит собирать с помощью опросников. Если воспитателю понадобится разработать свои опросники для родителей, лучше сделать это с помощью специалистов- педагога-психолога или старшего воспитателя, поскольку такая работа требует специальной квалификации.

Литература:

1. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста:Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании- СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54.

2. Детская практическая психология:Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. :Гардарики,2000.-С. 64.

3. Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г. ,Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО,2010.-С. 105.

Публикации по теме:

«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО» Выступление на методическом объединении заместителей заведующих по ВМР по теме "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Презентация проекта «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) 1 этап. 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы. Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. N 655 "Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 09:17
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы воспитателю при проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Масензова (УИ 89993) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД