Совместная деятельность педагога и детей как важная составляющая образовательной среды личностно-ориентированной педагогики

Анна Силантьева
Совместная деятельность педагога и детей как важная составляющая образовательной среды личностно-ориентированной педагогики

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.

Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.

НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития его личности. Именно это является основой развития в этом возрасте, является ведущей формой общения ребёнка с взрослыми, влияющими на психическое развитие ребёнка.

Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Анализируя, современное образовательное пространство Кудрявцев В. Т. выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры (образование человека).

Первый тип. Инструктивно-исполнительский. Взрослый для ребёнка вполне законченный носитель социально заданной системы, которую ребёнок должен усвоить путём копирования, подражания при жёстком контроле педагога, который знает необходимую программу ребёнка наперёд и стремится предупредить возможные отклонения от неё – принцип отношений «Делай как я!»

Второй тип. Внешне изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается в проблемную форму (задачи, предлагаемые ребёнку). Осуществляется имитация поиска и принятия решения. Взрослый не сдаёт своей авторитарной позиции. Он остаётся «законченным» носителем суммы знаний и в этом случае вырабатывает у ребёнка способность к овладению известным (педагогу) способам решения задач. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает РАЗВИВАЮЩЕГО общения ребёнка с взрослым.

Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный процесс несёт в себе элемент ОТКРЫТОЙ проблемности как для ребёнка, ТАК И ДЛЯ ВЗРОСЛОГО.

В такой совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ еёорганизации:

Для ребёнка - неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия

Для взрослого – искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития».

В этом случае возникает ситуация НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов данной деятельности, возникает вполне естественная для развивающего образования перспектива «Делай лучше меня». Таким образом, обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым.

Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к этому) – взаимодействие с детьми по третьему типу, т. к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.

Итак, «Совместная деятельность - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры»

Прикреплённые файлы:

pezentacija-kamni_l4d9u.pptx | 12714,95 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми». ГБПО ВО «Муромский педагогический колледж» Доклад на тему: «Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми».

Совместная деятельность педагога с детьми среднего возраста «Как зимуют звери?» с применением презентации Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Конспект интегрированной НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием личностно-ориентированной технологииКонспект интегрированной НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием личностно-ориентированной технологии Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с использованием личностно-ориентированной.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР с применением личностно ориентированной технологии «В мире звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10 «СКАЗКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Консультация для родителей «Сон, как важная составляющая режима дня дошкольника» Консультация для родителей «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника». Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно.

Консультация «Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников» Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых, творческих членов общества.

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу — важная составляющая патриотического воспитания» Задачи: 1. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей патриотизма, любви к родному краю и природе. 2. Расширение представлений.

Совместная деятельность детей и педагога II младшей группы «Купание собачки» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить детей с предметами гигиены (мыло, губка, полотенце, дать представление о функциональном.

Совместная деятельность педагога и детей по конструированию «Гости из космоса»Совместная деятельность педагога и детей по конструированию «Гости из космоса» Совместная деятельность педагога и детей (основная деятельность-конструирование) Конспект совместной деятельности педагога и детей «ГОСТИ.

Полифункциональность как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность- как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность (от греч. polu -много.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Совместная деятельность педагога и детей как важная составляющая образовательной среды личностно-ориентированной педагогики
Опубликовано: 3 мая 2018 в 12:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

29 ноября. Праздник колеса на МААМ

Очередной тематический день посвящен величайшему изобретению человечества. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям про колесо и увлечь их играми с ним.

Фотоочерк о полете на воздушном шаре над Белой скалой в Крыму
Одним из красивейших памятников природы в Крыму является Белая скала, которая до 1948 года называлась Ак-Кая. Собственно, Ак-Кая в переводе с...
Адвент календарь-2020
Задания для адвент-календаря 1 декабря – Нарядите ёлку в группе! 2 декабря – Узнайте, кто такой Дед Мороз? Где он живёт? Как его зовут в...
Мастер-класс изготовления подарка «Детки-конфетки» к праздничному досугу «День...
Предлагаю мастер-класс «Детки-конфетки» воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста с целью изготовления подарка к праздничному досугу,...