МААМ-картинки

Развлечение на основе русского детского фольклора «Пришла весна — играй детвора!»

Наталья Федотова
Развлечение на основе русского детского фольклора «Пришла весна — играй детвора!»

Муниципальное образование

Селенгинский район

МБДОУ ЦРР - детский сад №13 «Радуга»

Совместная деятельность

Развлечение на основе русского детского фольклора

«Пришла весна – играй детвора

Дата проведения: апрель 2012г.

Место проведения: МБДОУ ЦРР

– д/с №13 «Радуга»

Составила:

учитель-логопед I кв. категории

Н. И. Федотова

г. Гусиноозерск

2012г.

Публикация «Развлечение на основе русского детского фольклора „Пришла весна — играй детвора!“» размещена в разделах

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обычаями через игры, игровые упражнения, донести до детей колорит обычаев; обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки, заклички); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи; продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, память, активизировать словарь; продолжать работу по ЗКР- автоматизация соответствующих звуков у каждого ребенка; дифференциация звуков [С]-[Ш]; [З]-[Ж];[Л]-[Р]. Коррекция общих речевых навыков посредством игр и упражнений. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, социализация. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Создать у детей радостное настроение.

Материал: наряд Ведущей, Солнышко; оформление музыкального зала в народном стиле; презентация к проведению мероприятия; дети в народных костюмах.

Предшествующая работа: знакомство и заучивание малых жанров фольклора.

Ход занятия

Воспитатель зазывает детей:

- Собирайся народ!

Вас много интересного ждёт!

Много игр, много шуток

И весёлых прибауток!

(Под фонограмму русской народной мелодии входят в группу дети)

Ребенок:

Все сюда скорей спешите

И друзей с собой ведите,

Для вас множество затей

Ждут сегодня не робей

Дети:

1. “В игры можно поиграть”.

2. “ Силу, ловкость показать”.

3. “От души повеселиться”.

4. “И с фольклором подружиться”.

- Сегодня, ребята, мы будем не просто мальчики и девочки, а добры молодцы и красны девицы. А сейчас с помощью игры «Угадай свой звук», красны девицы и добры молодцы пройдут в свои сказочные домики – стульчики.

- Время бежит очень быстро, многое уходит из нашей памяти, остается в прошлом. Но, оказывается, в этом забытом много полезного, умного, доброго. Мы с вами добры молодцы и красны девицы попытаемся воскресить маленькую частичку того, что, на наш взгляд, забывать нельзя.

Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Красны девицы кто? Россиянки. Добры молодцы кто? …

Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы на каком языке говорим? (На русском.) Люди разных национальностей живут в разных республиках. Мы с вами в какой республике живем? (В Бурятии). Основной наш язык, на котором мы общаемся – это русский. В нашей Республике Бурятии живут и буряты, и русские – дружный народ.

Красив, богат и могуч наш русский язык. В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные, которые вам пела мама или бабушка. Фольклор – это народное творчество.

- Какое время года сейчас? (весна)

- Как вы видите добры молодцы и красны девицы, что погода у нас переменчива. Давайте мы с вами позовем солнышко и на нашу землю придет весна.

Ведущая.

Где ты солнышко? Дети : Проснись!

Где ты, скворушка? Дети: Вернись!

Холод слать зима устала.

Кап-кап-кап! Весна настала!

- Как вы обратили внимания, у вас у каждого есть приметы весны – сосульки, проталинки, подснежники. Найдите свои приметы. У вас в конвертах карточки символы. Вам будет нужно составить одно предложение со словом весна, но с помощью карточки – символа. К слову весна можно подобрать родственные слова- весенний, весенняя, весеннее (Наступило весеннее утро. Весной прилетели птицы. У детей весеннее настроение.) Договоритесь, кто из вашей маленькой группы будет отвечать.

- Чтобы нас весна услышала играем в русская народная игра «Золотые ворота».

(Дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образовав «Золотые ворота». Всем поют. Произносят слова с ритмичным рисунком, с помощью палочек.)

Дети.

- Идет матушка весна –

Открывайте ворота!

- Первым март пришел-

Белый снег сошел!

- Вот за ним идет апрель-

Отвори окно и дверь!

- А когда наступит май-

Солнце в дом ты приглашай!

Ведущая.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Сядь на пенек,

Посвети весь денек!

Выходит взрослый в костюме Солнышка.

- Здравствуйте, меня вы звали? Отгадайте мою загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит. (Солнце)

Правильно, это солнце.

Ведущий.

Солнце всегда почиталось на Руси. Да и сейчас мы всегда рады солнышку. Ваши мамы часто вас называют ласково «солнышко». Русский народ сложил для солнышка заклички, послушайте их.

Солнышко ведрышко

Выгляни в окошко

Солнышко покатись,

Красное нарядись.

Свети, свети солнышко

Красное ведрышко

Рано- рано играй

Своих деток согревай

Солнышко, солнышко

Не пеки на реку,

Пеки к нам в окно

Будет нам тепло.

- Я вам предлагаю народную игру «Солнышко и дети»

А уж ясно - солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)

Припекло, припекло (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед собой).

И повсюду золото

Разлило, разлило (опускают руки вниз и шевелят пальчиками).

Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат!

(Качают опущенными руками вправо и влево.)

Журавли курлыкают (пальчики обеих рук сложены «клювиками» - журавлики кивают)

И летят, и летят. (Выполняют махи перекрещенными ладонями)

Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске (обе ладони складывают в «бутончик», который постепенно раскрывается).

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке (дети надевают воображаемые венки на голову).

Ой, солнышко-батюшка,

Угоди, угоди (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками).

А землица-матушка,

Уроди, уроди (наклоняются корпусом вниз, как бы поглаживая землю).

Солнышко.

Я, солнышко лучистое,

Тепло и свет несу.

Улыбки возвращаю вам

И радость всем дарю!

Ребенок.

Солнышко не хмурится,

С нас не сводит глаз.

Потому что Солнышку

Нравится у нас.

Ведущая.

Солнце разгорается –

Игры продолжаются!

Проводится игра «Солнышко» на текст русской народной заклички.

Дети идут по кругу, держась за руки, и исполняют закличку. Солнышко стоит внутри круга. По окончании заклички дети разбегаются. Солнышко пытается их «запятнать» (маска для ребенка).

Дети.

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Ведущая. А сейчас мы расскажем Солнышку о весенних приметах.

Дети.

Весна да осень – на дню погод восемь.

• Март с водой, апрель с травой, а май с цветами!

Март неверен: то плачет, то смеётся.

• Апрель тёплый, май холодный - год хлебородный.

• Что посеешь, то и пожнешь.

Ведущая.

Цап, цап, налетай!

Вместе с нами поиграй!

В интересную игру,

А в какую - не скажу!

Догадайтесь сами,

Проводится русская народная игра «Цапки». С помощью считалочки среди детей выбира-ют ведущего. Он вытягивает руку вперёд, ладонью вниз. Каждый из играющих под его ладонь ставит свой указательный палец.

Ведущий (пропевает).

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины.

Котик, жаба,

Цапа!

При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы, а ведущий резко сжимает ладонь - старается их «цапнуть». Тот, чей палец будет схвачен, выбывает. Несколько групп играет.

Ведущая.

В старину в любой деревне был свой Дедок-Веселок, который знал больше всех шуток- прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, дети, какие знаете скороговорки? Выходите вперёд да нам их расскажите!

Во время чтения скороговорок дети с помощью шапки – ушанки «превращаются» в Дедка – Веселка. Они передают ее друг другу и надевают по очереди на голову.

• У Серёжи в сапожки попали серёжки.

• Галка - копалка, куда-то подевалка.

• Ткёт ткач ткани на платок Тане.

• Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

• Котик ниток клубок, Укатил в уголок, Укатил в уголок, Котик ниток клубок.

- В старину в любой деревне был не только Дедок-Веселок, но Дедок – Сказочник. Почему его ребята так звали?

- Да он сочинял сказки. Авы сказки знаете? Вот сейчас мы и проверим. Найдите свои приметы весны. Вам такое задание, нужно назвать сказку и героев этой сказки. (Теремок, Репка, Заюшкина избушка, Рукавичка, Курочка ряба)

Ведущая (надевает маску филина).

Скок, скок, скок,

Жил-был потолок.

В потолке дыра, за дырой нора -

Филин влез в неё вчера.

На норе замок,

А теперь - молчок!

Проводится русская народная игра «Молчанка». Дети с помощью считалочки выбирают водящего и садятся вокруг него.

Дети (поют).

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаб-чаляби, чаб-чаляби.

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только пропоют последние слова, дети замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей (движениями, смешными гримасами, весёлыми приговорками

Солнышко.

Какие же вы, дети, весёлые, ловкие и умные! А загадки отгадывать умеете?

Без рук, без ног

Под окном стучит,

В избу просится.

(Ветер.)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а весной

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Летит молчит,

Лежит молчит.

Когда солнце припекёт,

Тогда и заревет.

(Снег, проталинки)

Все бело, бело, бело

Много снегу немело

Вот веселые деньки

Все на лыжи и коньки

(Снег)

Ведущая

- Вы очень дружные ребята, я все время наблюдала за вами, вы никого не оставили в беде. Много знаете о народном творчестве. Я вам предлагаю собрать еще одно солнышко – желаний. Каждый кладет лепесток и загадывает желание, и оно обязательно сбудется, но это желание должно быть добрым.

Дети кладут по одному лепестку и загадывают желания.

«Я хочу, чтобы все были здоровыми.»

«чтобы все были умными и добрыми»

«все любили друг друга».

Солнышко. Мне так понравились ваши добрые пожелания, я вам помогу, чтобы они все исполнились. Желаю, чтобы все которые прозвучали здесь желания исполнились немедленно.

Ведущая. Давайте мы с вами тоже сделаем волшебное солнце. Только лучами солнца, будем мы с вами и послушаем весеннюю музыку.

Пора и нам со всеми прощаться и к себе в группу возвращаться.

Под музыку дети уходят.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Цвети, наш сад!Цвети, наш сад! Весна, весна. Текут ручьи, Весна, весна. Летят грачи, Весна, весна. Цветут цветы, Пришла весна, Как рады мы! Вот и пришла весна. Солнце.

Перспективный план развлечений в средней группе Перспективный план по развлечениям в средней группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь Показ настольного театра: р. н.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение на основе русского детского фольклора «Пришла весна — играй детвора!»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 18:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД