Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Ирина Подлесная
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Памятка для учителей-логопедов и педагогов - психологов.

Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога - психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ФФН.

О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на мой взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС.

В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда в системе сопровождения детей с нарушениями речи нами учитываются следующие принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Итак, что же такое ФФН в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения.

Кроме того, у ребенка с ФФН отмечаются другие особенности умственной деятельности:

- сложности с концентрацией внимания;

- недостаточный объем памяти, особенно на лексику;

- сложности с абстрактным мышлением;

- замедленная мыслительная деятельность.

Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей с ФФН со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с ФФН имеет конкретные цели:

- определение характера и степени анотомо-физиологического повреждения и его влияние на весь ход физиологического и психического развития ребенка;

- постановка и уточнение диагноза;

- выработка рекомендаций к обучению и воспитанию;

- составление индивидуальной коррекционно-образовательной программы ребенка.

Этапы обследования детей с нарушениями речи:

Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза.

Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка.

Второй этап - углубленное изучение психических процессов с помощью специальных методик.

Третий этап – экспресс-анализ результатов.

Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, постановка психолого-педагогического диагноза.

Пятый этап – составление заключения с формированием психолого-педагогического диагноза, рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном учреждении.

Остановлюсь немного на итоговом психолого-педагогическом заключении для ребенка с ФФН. Оно формируется при совместном обсуждении полученных результатов всеми участниками консилиума.

Психолого-педагогическое заключение полно отражает характер выявленных нарушений у ребенка, помогает выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности психолога и логопеда нужна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.

Совместное сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога проходит по таким направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа

Задачи участников психолого-логопедического сопровождения детей с ФФН.

Задачи учителя-логопеда:

• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;

• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми

• в соответствии с их индивидуальными программами;

• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;

• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;

• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи педагога-психолога:

• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;

• совершенствовать мелкую моторику;

• развить зрительно-моторную координацию;

• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;

• активизировать отработанную лексику;

• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;

• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ФФН позволяет учесть речевые и индивидуальные особенности детей; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.

Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста»Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста» В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук и координации движений рук. Большие возможности в этом плане предоставляет.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Мастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детейМастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детей Мастер-класс «Изготовление эколюдика» (совместная деятельность педагога и де ей)Оборудование: капроновый чулок, ленты, опилки, семена пшеницы,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 13:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Фотоотчет беседы об Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми...
Задачи: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; развивать у детей способность сопереживать; воспитывать...
Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического...
Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую моторику рук;...
Фотоотчет о выставке детского творчества в МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Зима в этом году не удалась. На дворе январь , а изредко выпадающий снег тут же тает. Мечта детей слепить снеговика пока так и не осуществилась. Поэтому свои...