МААМ-картинки

Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Ирина Подлесная
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Памятка для учителей-логопедов и педагогов - психологов.

Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога - психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ФФН.

О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на мой взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС.

Публикация «Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей» размещена в разделах

В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда в системе сопровождения детей с нарушениями речи нами учитываются следующие принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Итак, что же такое ФФН в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения.

Кроме того, у ребенка с ФФН отмечаются другие особенности умственной деятельности:

- сложности с концентрацией внимания;

- недостаточный объем памяти, особенно на лексику;

- сложности с абстрактным мышлением;

- замедленная мыслительная деятельность.

Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей с ФФН со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с ФФН имеет конкретные цели:

- определение характера и степени анотомо-физиологического повреждения и его влияние на весь ход физиологического и психического развития ребенка;

- постановка и уточнение диагноза;

- выработка рекомендаций к обучению и воспитанию;

- составление индивидуальной коррекционно-образовательной программы ребенка.

Этапы обследования детей с нарушениями речи:

Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза.

Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка.

Второй этап - углубленное изучение психических процессов с помощью специальных методик.

Третий этап – экспресс-анализ результатов.

Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, постановка психолого-педагогического диагноза.

Пятый этап – составление заключения с формированием психолого-педагогического диагноза, рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном учреждении.

Остановлюсь немного на итоговом психолого-педагогическом заключении для ребенка с ФФН. Оно формируется при совместном обсуждении полученных результатов всеми участниками консилиума.

Психолого-педагогическое заключение полно отражает характер выявленных нарушений у ребенка, помогает выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности психолога и логопеда нужна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.

Совместное сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога проходит по таким направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа

Задачи участников психолого-логопедического сопровождения детей с ФФН.

Задачи учителя-логопеда:

• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;

• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми

• в соответствии с их индивидуальными программами;

• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;

• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;

• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи педагога-психолога:

• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;

• совершенствовать мелкую моторику;

• развить зрительно-моторную координацию;

• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;

• активизировать отработанную лексику;

• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;

• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ФФН позволяет учесть речевые и индивидуальные особенности детей; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.

Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста»Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста» В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук и координации движений рук. Большие возможности в этом плане предоставляет.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Мастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детейМастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детей Мастер-класс «Изготовление эколюдика» (совместная деятельность педагога и де ей)Оборудование: капроновый чулок, ленты, опилки, семена пшеницы,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Открытая совместная деятельность педагога с детьми 6–7 лет «Тайны пустыни»Открытая совместная деятельность педагога с детьми 6–7 лет «Тайны пустыни» Совместная образовательная деятельность педагога с детьми группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет по познавательному развитию на.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Опубликовано: 14 декабря 2019 в 13:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД