Лучший педагог года

Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы

Алла Синько
Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители являются первыми и главными педагогами для ребенка и от того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности дошкольного учреждения и взаимодействие с семьей. Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями. В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Публикация «Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы» размещена в разделах

С 2008 года я работаю над темой «Эффективные формы взаимодействия в работе логопеда с родителями в детском саду». За это время были использованы разнообразные формы работы с семьей, проведены различные мероприятия: для родителей и совместно с родителями :

*Родительские собрания в различных формах (круглый стол, с показом презентаций о жизни группы, в виде интеллектуальной игры и т. д.)

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей)

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне»; «По дороге в детский сад»; «В свободную минутку».)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Родительские пятиминутки (Родители получают возможность кратковременной личной консультации)

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях)

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей «Веселая семейка» (Освещаются события группы, даются практические советы родителям)

*Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему «Мой ребенок» (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию)

*Выпуск журнала для родителей «Солнышко» (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.).

*Домашние задания (традиционные и на электронных носителях).

Преимущества использования электронных носителей:

• обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;

• индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;

• возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.

Данные формы работы позволили привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, установить между педагогами и родителями доверительных отношений, помогли осознать родителям роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

В начале 2013-2014 учебного года мною была выявлена актуальная проблема и поставлена новая цель в работе с родителями. После проведённого диагностического опроса детей с ОНР я сделала вывод, что у воспитанников интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Не секрет, что современные дети мало интересуются книгами, предпочитая просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры и фильмы. Эта печальная реальность должна заставить нас взрослых задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Книга – лучший друг педагога, т. к. используя художественные произведения, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях.

Давно доказано, что для получения наибольшей результативности в работе по развитию связной речи детей необходимо взаимодействие логопеда с родителями. Безусловно, главные воспитатели своих детей-родители. Однако далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей (собрания, консультации, дни открытых дверей и т. д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Мною опробованны новые формы и я считаю, что оптимальным вариантом является вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию речи детей.

В чем же основная суть взаимодействия педагога с семьей? Главное-сотрудничество при целенаправленном систематическом планировании и поэтапной реализации многообразных форм взаимодействия. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.

Для реализации данных целей проводятся различные мероприятия с детьми и родителями.

Хочется предложить вниманию некоторые формы работы с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.

Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»

Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.

Задачи:

1. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения

2. Формирование у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творчества через общение ребенка с книгой.

3. Создание совместных творческих проектов детей, родителей, педагогов.

В ходе работы клуба проводятся консультации, открытые занятия с участием родителей и рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ, выставки литературы, инсценировки сказок, систематически оформляется информационный стенд для родителей и уголок для детей «Вместе с книгой мы растем». Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех детей и родителей, сотрудников детского сада, наших гостей. Наши воспитанники и их родители стали активными участниками таких конкурсов:

- конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», номинация «Сказочная полянка»,

- конкурс поделок и рисунков «Моя любимая сказка».

- конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим сказку».

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности, на занятиях.

Родители и дети нашей группы стали активными участниками проекта по создании книги памяти «Герой моей семьи», посвященный 70-летию Великой Победы. Каждая семья, по сути, ведет поисковую работу, разыскивая фотографии, документы, награды родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Затем вместе с детьми составляют мини рассказы, оформляют листы для книги памяти.

Работа по развитию интереса и любви к книге только начата, но уже можно назвать следующие результаты:

- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей;

- родители стали активными помощниками, участниками совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Опыт работы. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы
Опубликовано: 27 апреля 2015 в 00:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД