Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы»

Елена Кузнецова
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы»

Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы

«Изготовление русской народной куклы»

Цель:

Познакомить детей с технологией изготовления русской традиционной куклы и научить работать руками, развивая мелкую моторику рук. Развивать творческие индивидуальные способности.

Задачи:

1. Через игрушку познакомить детей с историей русской культуры.

2. Привить уважение к традициям семьи.

3. Приобщить детей к русской обрядовой культуре.

4. Приучать к совместному труду со взрослыми.

5. Познакомить детей с новыми словами: «кукла-закрутка», «тулово», «оберег», «лоскут».

6. Активизировать словарь: «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».

Методы и приёмы:

словесные: беседа с элементами рассказа воспитателем;

наглядные: иллюстративно-демонстративный материал (куклы, схемы т. п.);

практический: выполнение куклы-закрутки.

Форма работы: подгрупповая

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок: «Метелица», «Василиса Прекрасная».

• Чтение сказок Л. Н. Толстого: «Золотой ключик».

• Прослушивание колыбельных, русских народных песен.

• Рассматривание иллюстраций, презентации «Русская народная кукла», раскрашивание раскрасок с «народной куклой», дидактическая игра «Сложи картинку».

• Изучение основных приёмов завязывания узелков.

Оборудование:

для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел;

для детей: белая ткань размером 20-20 см., белая ткань размером 10-20 см, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты, цветные шерстяные и хлопчатобумажные нитки, ножницы.

Наглядный материал:

1) цветные иллюстрации народных ремёсел (вышитые полотенца и посуда, русская печь, изба);

Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы»

2) образцы изделий (куклы закрутки, люлечки);

3) схемы изготовления кукол закруток.

4) игровой персонаж: «Бабушка Забавушка"

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме с куклой.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Бабушка Забавушка приглашает вас в мастерскую.

Воспитатель: - Посмотрите в нашей мастерской есть русская печь, изба, посуда, полотенца. Раньше в давние –давние времена люди украшали своё жильё вышивали полотенца-рушники, плели коврики, делали деревянную, глиняную посуду, делали маленьких кукол.

Бабушка Забавушка приглашает вас детки рассмотреть выставку тряпичных кукол.

- Пойдёмте я вам покажу каких кукол делали в давние времена.

-Сейчас по играем в игру «Назови куклу»

-Посмотрите внимательно каких вы кукол видите?

Дети называют:

- Сонница-бессоница,

- Пеленашка,

- Стригушка,

- Кукла из ниток,

- Зерновушка,

- Кукла веник,

- День и ночь,

-Куклы лихорадки,

-Кукла на здравие,

-Кукла из ниток,

- Парочка

Воспитатель:

-Почему так названы куклы?

Кукла-оберег - пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Кукла оберег веник - помогала хозяйке "вымести сор из избы", сор из-за которого происходили ссоры, разлад в доме.

Кукла оберег День и Ночь - (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Куклы оберег– лихорадки - Двенадцать куколок, спелёнатые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Кукла оберег Зернушка - кукла, символизировала достаток в доме, оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка».

Кукла оберег Сонница -бессоница - ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. смеяться и плакать.

Кукла Парочка или Неразлучники - У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, как оберег семьи и брака.

Кукла Стрегушка- связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, травы.

Воспитатель: - Мама в поле выходила с маленьким ребёнком для того чтобы помогать убирать урожай. Ребёнку нечем было играть и поэтому делали куклу сригушку.

Кукла из ниток - из каких ниток делали кукол? Из шерстяных. А ещё какие бывают нитки? Хлопчатобумажные нитки.

Воспитатель: -Почему они без лица? (безликие)

Дети - тряпичная кукла безлика. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Воспитатель: - давайте дети пойдём к мольберту и посмотрим, как мы с вами будем делать кукол. У нас есть схемы для их изготовления.

Рассматривая схему последовательности изготовления, уточняем:

• Какой формы лоскуток берём для туловища? Квадратный.

• Какой формы лоскуток берём для ручек? Прямоугольный.

• Какими ниточками перевязываем? Шерстяными.

• Что одеваем? Юбочку, платочек, фартук.

• На сколько узелков завязываем? Три.

• Как мы делаем туловище-тулово и руки кукле? Скручиваем в трубочку

• Каждый выбирает тот материал, который ему необходим для его куколки.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу, которая будет украшать ваш дом, приносить радость, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

А сейчас мы пойдём в мастерскую делать куколки. Подумайте какую куколку вы хотите сделать. Бабушка Забавушка будет смотреть как вы будете делать куколку.

Дети изготавливают куколку под тихую музыку (Летел голубь).

В процессе работы проводится

пальчиковая гимнастика «ДРУЗЬЯ-ПОМОЩНИКИ»:

У людей есть помощники, «други» верные.

А первый друг-то лошадушка.

А второй-то – то коровушка.

А как третий друг-то овечушка.

А четвертый друг - сера кисонька.

А как пятый друг - верный пёс Барбос.

Это наши друзья верные и помощники.

Воспитатель: - Все справились? Помощники были наши руки. Молодцы вы сегодня хорошо поработали в нашей мастерской.

- А подвести итог нашей работы в мастерской мне хотелось бы притчей.

ПРИТЧА

«О мудреце и хитреце»

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил

испытать его, так как был уверен, что он мудрее.

Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи, о мудрейший, что у меня в руке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка.

- Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? - спросил

хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка

живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её».

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Воспитатель: -Действительно всё в ваших руках, которые прекрасно сегодня

потрудились. Пойдёмте сделаем хоровод вокруг бабушки Забавушки.

Бабушке Забавушке теперь не грустно - у неё есть подружки.

Дети рассказывают, кто какую куколку сделал.

Воспитатель: - Прежде, чем разойтись у меня есть для вас сюрприз. Я вам принесла цветочки и предлагаю каждому из вас обозначить свои впечатления, выбрав цветок и украсить им наряд куколки.

Цветок красного цвета - понравилось всё;

синий –хочу узнать больше;

жёлтый - заинтересовало, хочу сделать другую куколку

Воспитатель: -Вспомним из каких лоскутиков делали кукол? Туловище (квадрат) Руки? (прямоугольник) Что мы делали с квадратом и треугольником? (скручивали) У нас что получилось? (трубочка)

-Молодцы! Хорошо сегодня занимались и Бабушка Забавушка вам принесла подарок- куколку на счастье, чтобы она вас оберегала и приносила только счастье! Спасибо!

Публикации по теме:

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Дождик капает» (фотоотчет)Совместная деятельность воспитателя с детьми «Дождик капает» (фотоотчет) Дождь шагал на длинных ножках По асфальтовой дорожке, А под ним шагали чинно Папин зонт и мальчик Дима. Рисование нетрадиционными техниками.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки»Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы «Угадайте, чей портфель?» Совместная деятельность с детьми подготовительной группы Тема: «Угадайте, чей портфель?». Сидорова Наталья Геннадьевна Педагог – психолог.

Совместная деятельность воспитателя и детей. Подготовка к игре — драматизации по русской народной сказке «Репка» Совместная деятельность воспитателя и детей. Подготовка к игре – драматизации. (настольный – конусный театр по русской народной сказке «Репка»).

Совместная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста «Ориентировка в пространстве»Совместная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста «Ориентировка в пространстве» Цель: • Создать условия для получения детьми знаний по теме «Ориентировка в пространстве». Задачи: Образовательные • Учить называть и.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению картины «Вишневый сад» (среднего возраста) В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год?» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое Новый год?» Цели: Продолжать знакомить с особенностями.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Хозяйка зимы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Хозяйка зимы». Цели: - Расширение и закрепление представлений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы «Экран доброты»Совместная деятельность воспитателя с детьми второй младшей группы «Экран доброты» Программное содержание: Образовательные задачи: • Учить определять по мимике эмоциональное состояние. Закрепить знание эмоций - страх, радость,.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова Совместная деятельность воспитателя с детьми. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. Программное содержание. - Расширять знания детей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 21:33
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Мой отпуск в Крыму» (Часть I)
Дорогие коллеги! Хочу поделится впечатлениями о местах, где я в этом году провела несколько замечательных дней отпуска. Отпуск – пожалуй, самое желанное и...
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Возраст: средняя группа ( 4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое...
Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию...
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие посвящено...
Выставка поделок «Зоопарк из овощей»
В нашем детском саду прошла выставка поделок на тему "Зоопарк из овощей" Дети совместно с родителями изготовили животный из различных овощей. Родители...
Фотоотчёт о рисовании в средней группе «Красивый цветок»
 Задачи: Образовательные: - учить детей, рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы;...