Папки-передвижки

Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания

Юлия Мельникова
Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания

Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания.

Разнообразный труд в природе доставляет много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Труд в природе взрослого и ребенка имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель организует трудовую деятельность детей в природе так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, советских педагогов, В. А. Сухомлинского,

Публикация «Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Особенности совместной деятельности :

1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.

2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.

3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

4. Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести совместной деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д., т. е. труду в природе непрерывный педагогический процесс, который включает в себя совместную работу взрослого и ребенка в групповых уголках природы, комнатах или кабинетах природы, теплицах, клумбах, площадок природы и прочих. Это естественное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность детей в природе приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно-взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности детям наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни, как уникальной ценности. Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада

(выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве) могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.

Три способа совместной деятельности.

1. Слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ.

2. Наблюдая за деятельностью взрослых

3. Практически участвуя в ней.

Например: в дошкольном учреждении строится теплица. Крупномасштабные строительные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми. Но старшие дошкольники могут быть участниками этого процесса, если воспитатель расскажет о том, что строится в детском саду, какой будет теплица, что в ней будет расти, зачем сделаны большие окна, почему ламп много и т. д. Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс - они в курсе событий, эмоционально реагируют на них. А на последнем этапе оборудования теплицы взрослые могут найти доступные для 5-7 летних детей дела и тогда они станут действительными участниками этого процесса. Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и детей в природе, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, объяснениях и правильных, с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Основные цели совместной деятельности взрослого и детей

в уголке природы и других «экологических пространствах.

1. Развитие наблюдательности, формирование понимания

причинно-следственых связей в природе.

2. Демонстрация воспитателем образца-(эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

3. Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.

4. Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

5. Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

6. Методика проведения совместной деятельности в природе.

Младший дошкольный возраст.

Дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно, в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение : дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животным и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них посильное участие.

Средняя группа.

Воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «я делаю, вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».

Старший дошкольный возраст.

Самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, помогу».

«Дежурства в уголке природы»

(старшая группа).

1этап. Осмотр обитателей уголка природы и выявление :

а) их самочувствие и состояние

б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, и др.).

IIэтап. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий.

III этап. Заключительное кратковременное наблюдение за животными и цветами, их поведением в улучшенных детьми условиях жизни.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве с детьми являются главным методом экологического воспитания, формирования первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему «Опытно-экспериментальная деятельность,.

Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности Муниципальное дошкольное образование «Детский сад №17» «Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности».

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Мастер-класс «Оберег — Крупеничек» совместная деятельность в процессе ознакомления с культурными традициями Ерохина Ольга Викторовна, воспитатель, Детский сад №182 «Золотой ключик» АНО ДО «Планета детства «Лада» Мастер-класс «Оберег - КРУПЕНИЧЕК».

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». План воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию на 2017\2018 учебный год. МБДОУ «Д/с «Золотая рыбка" «Экспериментальная деятельность детей, как средство.

Презентация «Развитие познавательной активности в процессе экологического воспитания через экспериментирование» В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Мы хотим видеть наших воспитанников.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 4 июля 2018 в 14:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД