Папки-передвижки

Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ

Наталия Николаева
Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способа организации образовательного процесса в детском саду. Это потребовало пересмотра общей структуры и дополнения содержания общеобразовательных программ ДОУ в соответствии с новым Стандартом.

Публикация «Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ» размещена в разделах

Одна из причин связана с изменением современных родителей. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую и испытывают трудности во взаимодействии с детьми. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции, без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей. Среди наиболее эффективных форм выделяют :

1. Анкетирование;

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (семинары-практикумы, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.);

3. Мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы);

4. Совместное творчество детей и взрослых (проекты, выставки, мастерские);

5. Совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования);

6. Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, поэтому необходимость организовать взаимодействие с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, совместная деятельность взрослого с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия.

В нашем детском саду мы активно используем такую форму взаимодействия с родителями как совместное детско-взрослое образовательное событие.

В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, его ведущие мотивы, которые составляют основную сферу, ядро личности человека.

Поэтому каждый педагог должен знать специфику организации совместной деятельности взрослого и детей.

Для понимания важности совместной деятельности взрослого и детей следует обратиться к работам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского предполагает, что деятельность ребенка сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и постепенно становится его самостоятельной деятельностью.

Следует отметить, что главный сущностный признак деятельности – это активность субъекта деятельности: воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка и реальная деятельность самого субъекта. При этом процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществлена.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей есть особая система их взаимоотношений и взаимодействия. В работах исследователей Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной и др. отмечаются следующие сущностные характеристики совместной деятельности взрослого и детей:

1. Наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого;

2. Наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).

Важно понимать, что речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.

Совместное детско-взрослое образовательное событие с детьми и их родителями может быть запланировано педагогами в рамках проведения Дней открытых дверей, как подведение итогов за год. В нашем детском саду такое детско-взрослое образовательное событие планируется ежегодно в рамках проведения кружка «Развивай-ка» (педагог-психолог и учитель-логопед).

Данной работе предшествует взаимодействие с родителями, которое осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап заключался в проведении анкетирования родителей «Как развивать способности детей», в ходе которого выяснилось, что 78% родителей группы считают, что у ребенка необходимо развивать интеллектуально-творческие способности и посещать кружки (50%).

На родительских собраниях узнавать о динамике развития способностей ребенка (85%).

Следующим этапом было проведение родительского собрания в форме круглого стола, на котором была представлена презентация развивающих игр В. Воскобовича и их использование в игровой деятельности с детьми. Представлен буклет о работе кружка «Развивай-ка».

2. Основной этап

Основной этап взаимодействия с родителями заключается в еженедельном представлении наглядной информации об игровой деятельности с детьми. В данной консультации родителям предлагается вместе с детьми порадоваться достигнутым успехам своих детей и в игровой форме закрепить полученные умения.

На одном из родительских собраний была представлена презентация «Игровая деятельность дошкольников 3-4 лет с использованием развивающих игр В. Воскобовича», после которой с родителями была проиграна игровая ситуация одного из предстоящих занятий с детьми.

3. Заключительный этап – непосредственно совместное детско-взрослое образовательное событие.

Информация и практический материал, полученный родителями на совместном мероприятии :

1. Познакомили родителей с работой детского сада по интеллектуально-творческому развитию детей.

2. Вызвали интерес родителей к данному вопросу.

3. Дали знания родителям об уровне познавательной активности ребенка в игровой деятельности.

4. Сформировали потребность семьи в проявлении любознательности, креативности мышления, поиску различных способов решения проблемных ситуаций.

5. Облегчили родителям общение с детьми.

6. Обеспечили преемственность методов и приемов в воспитании детей в семье.

Об этом свидетельствуют результаты анкетирования «Эффективность совместного детско-взрослого образовательного события для развития способностей дошкольников». В ходе анкетирования выяснилось, что 100% родителей получили положительные эмоции от игровой деятельности. 89% родителей приобрели новые способы решения проблемных ситуаций, 92% родителей познакомились с новыми методами развития способностей своих детей, и 100% родители отметили, что их дети были очень уверенными в процессе игровой деятельности.

Таким образом, от взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса : родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше занимаются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленным Перед вами программа "Детство", которое является результатом многолетней научно-иследовательной работы коллектива кафедры дошкольной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 14:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД