Татьяна Непытаева
Совместное мероприятие с родителями «Воспитаем мальчика, воспитаем девочку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия - способствовать формированию гендерной идентичности детей среднего дошкольного возраста через совместные виды деятельности с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания родителей о гендерном развитии в воспитании детей.
Публикация «Совместное мероприятие с родителями „Воспитаем мальчика, воспитаем девочку“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
2. Оптимизировать детско-родительские отношения в процессе игровой и совместной деятельности.
3. Продолжать формировать представления у детей о полоролевой идентификации.
4. Способствовать распространению опыта семейного воспитания по данной теме.
Предварительная работа:
1. Родителям была предложена литература для ознакомления с данной темой:
-Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012. – 128 с.
-Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка-Пресс, 2009. – 224 с.
-Шелухина И. П. Мальчики и девочки : Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
-Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М., 1998.
-Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч. 1998. №6.
-Титаренко Т. М. Такие разные дети. Киев, 1989.
-Добрович Л. Б. Беседы о половом воспитании. М., 1982.
2. Анкетирование родителей «Особенности мальчиков и девочек».
3. Опрос детей «Мальчики и девочки – какие мы?».
4. Оформление стенда с детскими высказываниями «Мальчики и девочки – какие мы?».
5. Открытая совместная деятельность для детей с родителями – изготовление нитяных кукол мальчика и девочки.
6. Оформление папки для родителей по вопросам гендерного воспитания (психологические особенности мальчиков и девочек, рекомендации по чтению -почитаем мальчику, почитаем девочке и др.).
7. Игры с детьми: «Угадай по описанию», «Чем похожи-отличаемся», «Угадай на ощупь», «Какой, какая, какое», «я знаю 5 имен мальчиков/ девочек», «Кто больше назовет качеств для мальчика/ девочки», «Кто что носит», «Кто что делает», «Кто во что играет».
Ход мероприятия:
1. Вводная часть – актуальность проблемы.
Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок должен уметь…». И все силы бросаем на то, чтобы умел. А всегда ли мы задумываемся как правильно воспитывать мальчика или девочку? Сегодня наше мероприятие будет посвящено вопросам гендерного воспитания. В этом нам помогут наши дети.
2. Основная часть – совместная игровая деятельность.
а) «Собери все, что относится к мальчикам/к девочкам». Дети делятся на команду мальчиков и девочек. Необходимо из предметов одежды, разложенных на столе, выбрать все, что носят мальчики и все, что носят девочки. ВЫВОД: мальчики и девочки внешне отличаются - мальчики носят брюки, рубашки и т. д., девочки – платья, юбки и пр., любят украшения. А еще мальчики и девочки носят футболки, шорты и др., но они разных цветов, по-разному оформлены.
б) «Угадай, кто» - родители и дети встают вкруг, выбирается один родитель – ему завязывают глаза. Выбирается один ребенок и ему меняют внешность (одевают парик, юбку или халат или жилетку, завязывают бантик и пр., родителю нужно определить, кто это – девочка или мальчик. ВЫВОД: даже с закрытыми глазами на ощупь мы можем отличить девочку от мальчика.
в) «Где мальчик – где девочка». Родители и дети делятся на 2 команды. Одной команде движениями, жестами необходимо изобразить мальчика, другой команде – девочку. Нужно догадаться, кто кого изображает. ВЫВОД: по движениям можно увидеть, что девочки двигаются мягко, плавно, аккуратно; мальчики же спортивные, их движения резкие, быстрые.
г) «Что любят делать мальчики/ девочки». Родители и дети делятся на 2 команды. Одна команда называет, что любят делать мальчики, другая – что любят делать девочки, во что играть. ВЫВОД: интересы, игры девочек и мальчиков разные. У мальчиков игры более подвижные, спортивные, им нужно двигаться, большое пространство, бороться; девочки играют в более спокойные игры, эстетические, интеллектуализированные.
д) «Какой, какая» Родители и дети делятся на 2 команды и по очереди называют качества девочек и мальчиков. ВЫВОД: качества у девочек и мальчиков разные.
ВЫВОД: дети помогли нам увидеть отличия мальчиков от девочек, мы их благодарим, награждаем медальками знаний и отпускаем в группу.
3. Заключительная часть – подведение итогов анкетирования, представление опыта семейного воспитания, ответы на вопросы.
Мы провели опрос и спросили ребят: кто они-мальчик или девочка, какие качества должны быть у мальчика и девочки, кем они станут, когда вырастут, какими качествами будут обладать потом, с кем они дружат. ВЫВОД: у всех детей сформировано половое осознание себя – какого они пола, пол не изменится, когда они вырастут, какие качества у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин. В то же время дети выделяют качества, присущие обоим полам: добрый, хороший, красивый.
Дети чаще всего выделяют такие мужские качества, как: сильный, красивый, хороший, защищает девочек, умный. У девочек выделяют следующие качества: красивая, добрая, ласковая и др. Качества, выделяемые у девочек, более разнообразны. Как вы думаете, почему?
Качества, которыми обладают мамы и папы, сходны с теми, которыми обладают мальчики и девочки. Дети отмечают, что в будущем, когда они вырастут, они будут такими же, как мама (девочки, т. е. красивыми, добрыми, ласковыми, нежными) и как папа (мальчики, т. е. сильными, смелыми, хорошими).
Так же хочется отметить, что не смотря на разные интересы и предпочтения мальчиков и девочек, дети в нашей группе дружат друг с другом, организуют общие игры.
В гендерном воспитании необходимо поддерживать и формировать эти качества в конкретных жизненных ситуациях. Совершил ребенок поступок – необходимо его поощрить или объяснить, что он не прав, в зависимости от самой ситуации. Например, ты уступил место девочке – ты молодец, поступил, как настоящий мужчина. Или, отнял игрушку у того, кто слабее – мужчины себя так не ведут, умей подождать, потерпеть. Если девочка активна, ей не хватает мягкости, женственности, то ее необходимо направлять: пожалей, скажи ласково, прибери игрушки – ты же настоящая женщина, хозяюшка, мамина помощница; ты умница – пожалела, утешила.
В последнее время стираются границы женственности и мужественности, заставляют женщину быть сильной и пр. Наша с вами задача – показать ребенку правильную модель, это в первую очередь зависит от родителей, воспитания. Очень сложно мальчикам, т. к. сейчас много неполных семей, ребенка воспитывает мама, воспитательница, учительница. Хорошо, когда в воспитании принимает участие дедушка. И мальчикам, и девочкам необходимо участие отца (мужчины) в их жизни. Мальчикам он формирует модель мужского поведения, качества мужские. Девочкам дает уверенность, ощущение защиты, заботы, формирует представление о том, каким должен быть ее будущий муж для построения семьи.
Очень часто мы сами даем не тот образец мужского/женского поведения. Возможно, это связано со сложившимися педагогическими стереотипами, динамичностью жизни, большой занятостью родителей. Хочется отметить, по результатам анкетирования родителей группы, мнения родителей по вопросам гендерного воспитания сходны в с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
А теперь мы предлагаем вам поделиться опытом, как вы в семье реализуете гендерный подход – воспитываете мальчика/ девочку. (выступления родителей).