Получи документы

Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка

Татьяна Регентова
Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка

Основной ценностью ФГОС ДО как нормативного документа стала его ориентация на психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. В связи с этим на сегодняшний день неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений является грамотно организованное построение психолого – педагогического сопровождения в целях реализации права воспитанников на полноценное и гармоничное развитие в процессе их социализации и индивидуализации. Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития воспитанника на каждом его возрастном этапе в ситуациях взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Публикация «Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка» размещена в разделах

В своей методической разработке я хочу поделиться опытом построения психолого – педагогического сопровождения воспитанников раннего возраста в нашем дошкольном учреждении. Работу по сопровождению воспитанников на данной возрастной ступени мы условно делим на четыре этапа.

I – начальный - подготовка детей и родителей к посещению ДОУ (организация работы в ЦИПР, дни открытых дверей - приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды; патронаж семей, организация собрания для родителей детей, поступающих в ДОУ).

II – адаптационный - сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ. В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.

III - сопровождение детей в группах раннего возраста.

IV - подведение итогов.

I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках инновационной площадки с 2009 года на базе нашего дошкольного учреждения открыт Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Актуальность открытия такого Центра не падает до сих пор, а с введением ФГОС приобретает большую значимость. Ведь одной из базовых ценностей ФГОС является психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам поддержания и укрепления всех компонентов здоровья ребё нка: физического, нервно – психического и социально – психологического. Эта задача в условиях ЦИПР является приоритетной, определяя цель его функционирования - оказание конкретной помощи родителям в развитии малышей, адаптации их к новому жизненному этапу – поступлению в ДОУ. Таким образом, ЦИПР является организованным социальным институтом в поддержку семье. В нем функционируют 3 возрастные группы: с 6 – 9 мес., с 9 – 12 мес., с 1 – 1,5 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников мы начинаем вести именно с данной возрастной ступени – с 6 месяцев.

Вашему вниманию я предлагаю модель организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников в данном Центре. Представим спираль. Взаимодействие участников образовательной деятельности в системе триады «педагог – ребёнок – родитель» – процесс многогранный, циклический, разворачивающийся по такой спирали. Переход к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «ЦИПР (педагоги) – СЕМЬЯ (ребёнок + родитель)» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента зачисления ребёнка в ЦИПР и до его поступления в детский сад. Рассмотрим каждую фазу.

1 фаза. Открытие.

Задачи: разработка педагогами планирования работы, проектов взаимодействия, проведение общего агитационного собрания, знакомство родителей с общими целями и задачами ЦИПР по психолого – педагогическому сопровождению, составление договора о зачислении ребёнка в ЦИПР, оформление необходимой документации.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Таким образом, основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающие его взрослые (педагоги и родители) вступают в особый тип взаимоотношений. В таких рамках ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослые передают малышу необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создают ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

2 фаза. Прояснение ожиданий, согласование.

Задачи: знакомство с педагогами, осуществляющими образовательную деятельность в ЦИПР, основным содержанием проведения их игровых сеансов и другими формами взаимодействия. Используя метод формата конечного результата, выясняем ожидания родителей от их сотрудничества с ЦИПР, обсуждаем роли педагогов и родителей в решении задач развития и воспитания ребёнка : Что хочет родитель (семья) для своего ребёнка?- Что предлагает ЦИПР? – Что можно сделать сообща, в тесном сотрудничестве? – Конечный результат. Таким образом, на данном этапе происходит согласование и прогнозирование развития взаимодействия триады : «педагоги ЦИПР – семья (родители + ребёнок)» с опорой на ответственность сторон.

3 фаза. Взаимодействие участников образовательного процесса в ЦИПР.

Задачи: непосредственно образовательная деятельность педагогов (проведение игровых сеансов, проведение активных форм взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Основой содержания проведения игровых сеансов с воспитанниками Центра и их родителями выступают 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

• Физическое развитие (игровые сеансы по физическому развитию,

• Речевое развитие (игровые сеансы по развитию речи,

• Художественно – эстетическое развитие (игровые сеансы по музыке,

• Познавательное развитие (игровые сеансы по сенсорному развитию,

• Социально – коммуникативное развитие (игровые сеансы с педагогом – психологом).

Психолого – педагогическое сопровождение в ЦИПР предполагает реализацию следующих принципов:

Мультидисциплинарность, непрерывность и системность сопровождения. Педагоги, социальные партнеры, психолог, родители должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих взрослых должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата.

• Следование за естественным развитием воспитанников на данном возрастном этапе его жизненного пути, соблюдение интересов родителей и воспитанников.

•Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих участникам образовательного процесса Центра выстраивать многогранное объёмное взаимодействие в триаде «ребенок – педагог – родитель».

Таким образом, наша модель психолого – педагогического сопровождения воспитанников ЦИПР основана на тесном взаимодействии и сотрудничестве триады «ребенок – педагог – родитель».

Японский поэт Мацуо Басё писал:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по – своему, -

В этом высший подвиг цветка!

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Тогда мы с вами, совместно с родителями, выступаем в качестве садовников, помогающих при грамотной организации образовательной деятельности раскрыться каждому ребёнку – цветку. Организуя психолого – педагогическое сопровождение воспитанников ЦИПР, мы стремимся, чтобы малыш, перешагивая порог дошкольного учреждения, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего ранее не видел, а увидев, заинтересовался бы и с уверенностью шагнул нам навстречу.

Публикации по теме:

Консультация «Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников» В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОСОБНОГО ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАДУГА» МДОУ.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА,ИМЕЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА».

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Конспект занятия по физкультуре в Центре игровой поддержки ребенка У нас в саду есть группа по ЦИПРу,куда ходят мамочки с детками,для них проводится мной занятие по физкультуре, куда я дополнительно включила.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка
Опубликовано: 25 декабря 2015 в 00:09
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД