Папки-передвижки

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Татьяна Ильина
Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Публикация «Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В общении с взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека. Несомненно, дошкольное учреждение играет значительную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, воспитание, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. По мнению Л. С. Выготского, дошкольное детство является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, временем установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и своим собственным миром [10]. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей.

Данная проблема в научной литературе рассматривалась многими специалистами в разных аспектах.

Исследования Арнаутовой Е. П., Березиной Т. А., Выготского Л. С., Дороновой Т. Н., Зверевой О. А., и др. показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе.

Организация полноценного психолого-педагогического сопровождения, является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.

Под психолого-педагогическим сопровождением родителей следует понимать, целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленную на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.

Е. И. Казакова утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях [8].

Важно учитывать, отмечает Соколова Н. Г., что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. [7].

По мнению О. Л. Зверевой, некоторые из родителей допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что воспитывать ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность» [6].

Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей дошкольников может качественно изменить отношение родителей к воспитанию своих детей.

Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т. И., Березиной Т. А. и других показал, что осуществление полноценного психолого-педагогического сопровождения родителей возможно при следующих условиях:

• готовности педагогов к взаимодействию с родителями

• настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей

• определения значимых для педагогов и родителей, целей и задач

• разработки содержания сопровождения

• создания материальных условий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов - родителей и педагогов, их готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения.

Результаты психолого-педагогического сопровождения могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, в осознании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появлении родительской ответственности, в оптимистическом взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка и др.

В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально- экономических и психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания ребенка.

В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье - по данным исследования Березиной Т. А., около трети дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи. Данные результаты позволяют утверждать, что родители не осознают этих проблем, не понимают значения последствий своего влияния на ребенка в дошкольном детстве, а среди тех, кто эти проблемы видит, только около 40% готовы затратить усилия, чтобы их решать [4].

Березина Т. А. отмечает, что 87% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении работы с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость, недоверие родителей к педагогам и даже агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя», т. е. большинство педагогов связывают эти трудности с особенностями современных родителей [4].

Долгое время отмечалась в качестве основных позиций родителей в их общении с педагогами ДОУ позиции отчужденности и пассивности.

На взгляд Березиной Т. А., сегодня изменилась позиция определенной части родителей по отношению к дошкольному учреждению и своим педагогическим возможностям. Изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% родителей настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. И помощь, которую хотели бы родители получить от педагогов (психологов) может заключаться в следующем:

• 21% - ждут осуществления индивидуального подхода к своему ребенку;

• 21% - предполагает увидеть в детском саду организацию бесед для родителей, лекций с врачами, психологами

• 10% родителей надеются на помощь их ребенку в раскрытии их индивидуальности.

• Важно то - (48%) оставили этот вопрос без ответа, не ожидая от дошкольного учреждения никакого участия в решении проблем семейного воспитания и развития их ребенка[4].

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема ориентированности педагогов на осуществление психолого-педагогического сопровождения родителей своих воспитанников.

Наряду с вышеизложенным, одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников Зверева О. Л. определяет неготовность или низкую подготовленность педагога, недостаточную компетентность, либо обладание низким уровнем социально-педагогической культуры.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой [1,2,3], отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогической работы с родителями. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

В работе В. П. Дубровой также отмечается проблема взаимодействия в специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная [5].

Так же педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

Как особую актуальность отмечает Березина Т. А., проблему ориентированности педагогов на осуществление взаимодействия необходимого при работе по психолого-педагогическому сопровождению родителей своих воспитанников. Для ее изучения автор провела анкетирование, в котором приняло участие 100 педагогов дошкольных учреждений, имеющих стаж работы от 2 месяцев до 21 года.

По результатам ее исследования:

-12% педагогов считают ее приоритетной задачей для современного ДОУ,

-88% определяют как, безусловно, важную задачу, которую необходимо решать наряду с другими.

- 47% ограничились общими ответами - «улучшению воспитательной работы с дошкольниками», «воспитанию полноценного человека в обществе»,

- 12% подчеркнули, что такое взаимодействие «поможет создать единые условия, выдвигать единые требования к ребенку в детском саду и семье».

- 11% воспитателей выделили «просветительскую» роль сотрудничества с семьей для родителей

И только 20% из всех педагогов определили конкретные задачи, которые позволяет решить сопровождение родителей – «лучше подготовить ребенка к школе», «разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками», «создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду», «поможет строить педагогический процесс исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка»

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что, понимая значимость взаимодействия детского сада с семьей, исходя из современной социальной ситуации развития учреждений дошкольного образования – конкурентоспособности ДОУ, его ориентированности на потребности большинство педагогов не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, т. к. не понимают, чем оно может быть полезно в их индивидуальной педагогической деятельности [4].

В ходе анализа литературы по вопросам изучения готовности педагогов к взаимодействию с семьей мы выясняли, какие формы сотрудничества они считают наиболее эффективными. Оказалось, что преимущественно воспитатели ориентированы на традиционные формы взаимодействия с семьей:

- 42% воспитателей назвали беседы педагогов с членами семьи.

- 34% родительские собрания и лекции для родителей.

-28% оформление наглядного информационного материала для родителей.

Анализ показывает, что педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков.

21% воспитателей считает эффективными формами взаимодействия привлечение родителей к организации и участию в трудовых и досуговых мероприятиях.

Формы работы, построенные на диалоге с родителями – дискуссии, круглые столы или ориентированные на развитие у родителей практических умений (деловые игры, элементы тренинга) использовали сами или наблюдали в своем дошкольном учреждении только 15% педагогов.

Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга.

Таким образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольников необходим ряд условий: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; специальная подготовка педагогов к сотрудничеству родителями, позволяющая обеспечить их реальное взаимодействие в ходе решения совместных задач по воспитанию и развитию дошкольника в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. : «Школа-пресс»,1994

2. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями : Зачем? Как? - М. : «Школа-пресс», 1993.

3. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // «Дошкольное воспитание», 2002, № 9

4. Березина Т. А. Проблема готовности педагогов и родителей к взаимодействию в образовательной системе современного дошкольного учреждения. Статья. https://rod-akodemiya/narod/ru/

5. Дуброва В. П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : Метод. пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 128с.

7. Зыков М. Б. Что такое социальная педагогика? - М. : ЮНИТИ, 2006. - 112 с.

8. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников Татьяна Березина, Оксана Воронина. Статья. https://rod-akodemiya/narod/ru/

9. Чиркова. С. В. Родительские собрания в детском саду. – М. : ВАКО, 2009. – 256с.

10. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Т. 4 – М. : «Педагогика», 1984.

Публикации по теме:

Актуальные проблемы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, - Родители пример ему… С. Брант Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье.

Консультация для родителей «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до»Консультация для родителей «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до» В настоящее время для педагогических коллективов ДОО актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.

Родительское собрание «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного.

Статья «К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста» А. А. Мосина, С. Д. Кириенко, г. Челябинск К постановке проблемы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей дошкольного.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНРВзаимодействие ДОУ и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной.

Взаимодействие родителей и специалистов (логопеда) ДОУ, как компонент психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие специалистов и родителей. Малая.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2017 в 23:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД