МААМ-картинки

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС

Ольга Ларькина
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Полноценное воспитание ребенка происходит при тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами и они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Чтобы обеспечить свое чадо всем необходимым родители вынуждены много трудится, в связи с этим дети очень много времени проводят (9-10 часов в день) в детских садах. И, по сути, их воспитанием занимаемся мы, педагоги.

Публикация «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Современные дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с повседневным участием родителей в его работе. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие тесное сотрудничество с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, чтобы повысить уровень педагогической грамотности семьи.

Анализ психолого-педагогической литературы проведенный нашими педагогами показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается в современном мире другими педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В нашем детском саду родители являются не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

После анализа теоретической литературы, нашей целью было выделение принципов работы с родителями. Среди них мы отметили для себя:

1. Доброжелательность.

2. Принцип индивидуального подхода.

3. Сотрудничество вместо наставничества.

4. Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

5. Динамичность.

Свою работу с родителями мы строем использую разнообразные формы взаимодействия, Главная цель которой - донести до родителей знания.

В своей педагогической деятельности мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Которые проводятся коллективно или индивидуально.

Одной из таких форм коллективной работы с родителями, которую мы активно используем – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференция основывается на обмене опытом родителей, например, по темам «Семейные традиции» или «познавательное развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом, знаниями. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

В нашей практике накоплено многообразие современных форм работы с родителями. Используюя классификацию нетрадиционных форм Т. В. Кротовой, мы выделили следующие формы:

1. Информационно-аналитические мероприятия: направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, определения уровня их педагогической грамотности. Среди таких мероприятий нами используются:

• Социологические срезы, опросы, анкетирование

• «Почтовый ящик» обеспечивает обратную связь между детским садом и семьей (любой член семьи воспитанника может оставить записки со своими идеями и предложениями, обратиться к специалистам детского сада, заведующей, старшему воспитателю, медицинской сестре)

• Индивидуальные блокноты, записки используем, когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично. В блокноты мною записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию: индивидуальные приглашения на собрания, сведения о событиях, экскурсиях, просьбы о помощи и многое другое.

2. Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей происходит через следующие формы работы:

• Семинары-практикумы

• Тренинги

• Мини-собрания, когда информация затрагивает небольшую группу родителей

• Педагогический брифинг

• Педагогическая гостиная

• Игры с педагогическим содержанием

• Педагогическая библиотека для родителей

• Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные, деловые игры

• маршруты выходного дня или экскурсии

Особой популярностью пользуются мастер – классы - это собрание на котором родители и воспитатели демонстрируют свои навыки в области воспитания и образования детей. Мастер - класс может быть, как теоретическим, так и практическим.

Вечера вопросов и ответов (пресс-конференции). Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

• Совместные просмотры презентаций, познавательных видеороликов.

Презентация дошкольного учреждения. Это современная, в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы на официальном сайте ДОУ родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Ток - шоу - обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.

3. Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми через:

Совместные досуги, праздники. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник урожая», и др. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.

• Выставки работ родителей и детей

• Кружки и секции

Клубы молодых родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, как раз таки используя информационно-аналитические мероприятия. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

• Информационные проспекты для родителей (рекомендации, папки-передвижки, памятки, стенды, ширмы)

• Журналы и газеты, издаваемые для родителей

• Дни открытых дверей

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

• Выпуск стенгазет, выставки

• Организация мини-библиотек

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

Информация, размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям: Конкретность, Доступность, Эстетичность и безопасность. Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

Отдельным пунктом в своем выступлении хотелось бы выделить использование современных информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе. ИКТ одно из современных направлений в работе с родителями и детьми в дошкольном учреждении. Все чаще в своей работе мы используем виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook). К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:

• возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;

• возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;

• возможность быстро доводить информацию до родителей;

• возможность вносить информационные изменения и дополнения;

• возможность оперативно получать обратную связь от родителей

• возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Выводы:

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить поколение здоровом во всех его проявлениях мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» «Нетрадиционные формы работы с родителям.

Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОСТермин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями,.

Формы работы с родителями в условиях ФГОСФормы работы с родителями в условиях ФГОС ОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольное детство – это очень короткий период в жизни человека, всего пять.

Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» «Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ» «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ» В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит.

Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС  Консультация для педагогов Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить.

Современные формы работы ДОУ с родителями — родительский университет «Профессия быть родителем» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС» «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 20:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД