Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС

Ольга Ларькина
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Полноценное воспитание ребенка происходит при тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами и они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Чтобы обеспечить свое чадо всем необходимым родители вынуждены много трудится, в связи с этим дети очень много времени проводят (9-10 часов в день) в детских садах. И, по сути, их воспитанием занимаемся мы, педагоги.

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Современные дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с повседневным участием родителей в его работе. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие тесное сотрудничество с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, чтобы повысить уровень педагогической грамотности семьи.

Анализ психолого-педагогической литературы проведенный нашими педагогами показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается в современном мире другими педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В нашем детском саду родители являются не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

После анализа теоретической литературы, нашей целью было выделение принципов работы с родителями. Среди них мы отметили для себя:

1. Доброжелательность.

2. Принцип индивидуального подхода.

3. Сотрудничество вместо наставничества.

4. Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

5. Динамичность.

Свою работу с родителями мы строем использую разнообразные формы взаимодействия, Главная цель которой - донести до родителей знания.

В своей педагогической деятельности мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Которые проводятся коллективно или индивидуально.

Одной из таких форм коллективной работы с родителями, которую мы активно используем – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференция основывается на обмене опытом родителей, например, по темам «Семейные традиции» или «познавательное развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом, знаниями. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

В нашей практике накоплено многообразие современных форм работы с родителями. Используюя классификацию нетрадиционных форм Т. В. Кротовой, мы выделили следующие формы:

1. Информационно-аналитические мероприятия: направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, определения уровня их педагогической грамотности. Среди таких мероприятий нами используются:

• Социологические срезы, опросы, анкетирование

• «Почтовый ящик» обеспечивает обратную связь между детским садом и семьей (любой член семьи воспитанника может оставить записки со своими идеями и предложениями, обратиться к специалистам детского сада, заведующей, старшему воспитателю, медицинской сестре)

• Индивидуальные блокноты, записки используем, когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично. В блокноты мною записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию: индивидуальные приглашения на собрания, сведения о событиях, экскурсиях, просьбы о помощи и многое другое.

2. Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей происходит через следующие формы работы:

• Семинары-практикумы

• Тренинги

• Мини-собрания, когда информация затрагивает небольшую группу родителей

• Педагогический брифинг

• Педагогическая гостиная

• Игры с педагогическим содержанием

• Педагогическая библиотека для родителей

• Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные, деловые игры

• маршруты выходного дня или экскурсии

Особой популярностью пользуются мастер – классы - это собрание на котором родители и воспитатели демонстрируют свои навыки в области воспитания и образования детей. Мастер - класс может быть, как теоретическим, так и практическим.

Вечера вопросов и ответов (пресс-конференции). Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

• Совместные просмотры презентаций, познавательных видеороликов.

Презентация дошкольного учреждения. Это современная, в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы на официальном сайте ДОУ родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Ток - шоу - обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.

3. Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми через:

Совместные досуги, праздники. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник урожая», и др. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.

• Выставки работ родителей и детей

• Кружки и секции

Клубы молодых родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, как раз таки используя информационно-аналитические мероприятия. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.

• Информационные проспекты для родителей (рекомендации, папки-передвижки, памятки, стенды, ширмы)

• Журналы и газеты, издаваемые для родителей

• Дни открытых дверей

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

• Выпуск стенгазет, выставки

• Организация мини-библиотек

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

Информация, размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям: Конкретность, Доступность, Эстетичность и безопасность. Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

Отдельным пунктом в своем выступлении хотелось бы выделить использование современных информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе. ИКТ одно из современных направлений в работе с родителями и детьми в дошкольном учреждении. Все чаще в своей работе мы используем виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook). К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:

• возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;

• возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;

• возможность быстро доводить информацию до родителей;

• возможность вносить информационные изменения и дополнения;

• возможность оперативно получать обратную связь от родителей

• возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Выводы:

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить поколение здоровом во всех его проявлениях мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» «Нетрадиционные формы работы с родителям.

Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОСТермин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями,.

Формы работы с родителями в условиях ФГОСФормы работы с родителями в условиях ФГОС ОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольное детство – это очень короткий период в жизни человека, всего пять.

Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 20:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника

Один из самых уважаемых воинских праздников на территории бывшего Союза – это День пограничника 28 мая. Парадные зелёные фуражки можно увидеть повсюду, на улицах разных городов и сёл. Все, кто прошёл...

28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек...
Цель: Развивать умственные способности детей с использованием палочек Кюизенера. Образовательные задачи: 1. Уточнить знания о прямом и обратном счёте в...
Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»
Дидактическая игра «Найди заплатку» Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»...
Аппликация в технике оригами «Хохломская роспись» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщать к русской народной культуре, русскому народному творчеству и истории. Задачи: Образовательные - учить создавать образ хохломской росписи...