Получи документы

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

ДИАНА Киселева
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Современные формы взаимодействия ДОУ и сем

ьи. [/b]

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными измененьями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и ценностей в сознании людей. Эти изменения отразились и на системе дошкольного образования.

Резкая поляризация современного общества подняла на высокий уровень материальный уровень одних и опустила других. Неуверенность в завтрашнем дне, потеря ценностных ориентиров – все это не могло, не отразится на самих родителях. И в этой острой ситуации мы, воспитатели, так необходимы родителям, ведь ребенок не дорогая игрушка, а равноправный член семьи, и от того, в какой семейной среде он вырастет, какие черты унаследует от родителей, зависит его будущее.

Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

В дошкольном учреждениях педагоги окружают детей добротой, лаской, вниманием, делают их жизнь интересной. Однако в последние годы наблюдается негативная позиция со стороны родителей ко многим аспектам воспитательной работы в дошкольном учреждении.

В научных трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского создан общетеоретический фундамент взаимодействия семейного и общественного воспитания.

В настоящие время накоплены и разработаны различные формы работы с родителями в детском саду:

Е. П. Арнаутова (1, В. И. Безмодная (2, Н. Ф. Виноградова (3, Л. В. Загик (2, О. Л. Зверева (4, Л. И. Маликова (5) и др.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими, другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. (6)

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная ситуация, в которой оказалось общество, потребовала поиска новой модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Нельзя не сказать о проблемах работы с родителями детей детского сада. Сегодня родитель не готов организовывать грамотный сущностный строй детской жизни. На помощь ему приходит педагог. Но воспитание родителей – дело более сложное, чем воспитание ребенка. Мы пасуем и отступаем, в то время как должны формировать у родителей позицию защиты своего дитя от некомпетентного социального окружения, к которому часто относится и сам родитель. Воспитание педагогически грамотного родителя - болезненная, но уже давно назревшая проблема.

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Коррекция родительской позиции исследована недостаточно. Происходит девальвация семейного дома, смысла семейной жизни, ее ориентация на воспитание детей, распространяются асоциальные отношения в семьях.

Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные взаимодействия предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей. (7)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает : хотя в последнее время и наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.

При определении темы исследования и обоснования ее актуальности мы учитывали следующее:

а) новые задачи, поставленные перед социально-образовательными структурами, в условиях реформирования, ориентируют на приоритет семейного воспитания;

б) слабая разработанность темы;

в) в непосредственной воспитательно-образовательной практике имеются серьезные недостатки в контексте нашей проблемы;

г) содержание педагогического просвещения родителей либо отсутствует, либо недостаточно дифференцированно. (8)

Таким образом, актуальность вопроса взаимодействия детского сада и семьи на изменение педагогической позиции родителей, является важной в современном обществе.

Объектом исследования является процесс взаимодействия детского сада и семьи.

Предметом исследования выступает обоснование содержания педагогической деятельности, обеспечивающей полноценное взаимодействие воспитателя и родителей.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное исследование эффективности использования современных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научные, психолого-педагогические исследования по взаимодействию семейного и общественного воспитания;

- обосновать содержание и формы взаимодействия;

-определить уровень взаимодействия ДОУ и семьи.

- внедрить в педагогический процесс современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие взаимодействие семейного и общественного воспитания, внедрение в педагогический процесс современных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы;

- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того чтобы они правильно воспитывали ребенка, педагоги должны предоставит в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я. А Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И. Г Песталоцци – руководство для матерей.

К. Д Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с воспитателями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребёнку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимать его индивидуальные особенности.

Д. И Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребёнка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с чётко сформированными задачами для каждого возрастного периодами и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановки развевающей среды «для радостного созерцания прекрасного».

Особое внимание Д. И Писарев, как и Н. И Новиков, придавал содержанию произведения искусства.

В. А Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детски сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

С развитием общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьёй органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «Руководстве для воспитателей детского сада». Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В Загик, В. Е. Каган, Т. А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьёй, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы ДОУ с семьёй (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. (9)

Н. Ф. Виноградова, Г. В. Загик и другие известные педагоги-ученые занимались разработкой различных форм и методов работы ДОУ с семьей. Ведущая роль в этом отвадилась заведующей детского сада, так как в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьёй (3).

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждении предметом столь же серьёзных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы.

Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В нем было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительного, делового контакта между ДОУ и родителями. (10)

Взаимодействие детского сада и семьёй и воспитание родителей в современной отечественной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определёнными организационными формами в общественной системе воспитания. (10)

Работа детского сада с семьёй была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают современные педагогические исследования Е. П. Арнаутовой (1, О. А. Зверевой (11, сложность эта объясняется рядом причин:

1)Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия, отсюда неумение общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

2)Непониманием родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

3)Несформированность у родителей «педагогической рефлексии», т. е. неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок;

4)непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьёй не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

5)консервативность родительской позиции опека ребёнка дошкольного возраста;

6)недостаточной информативностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;

7)распространенным отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъекта воспитательной деятельности, а как к объектам, находящимся под наблюдением определенной групп специалистов, которые обладают такими психолого-педагогическими знаньями, умениями и навыками, овладеть которыми самостоятельно родители не в состоянии;

8)профессиональная установка, ставшая стереотипом сознания многих педагогов, касающаяся представлении о том, что родителям необходимо передавать не «житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании.

9)Рассмотрим первоначально некоторые теоретические аспекты проблемы воспитания родителей.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Например, тому: к этой мысли неоднократно возвращались Платон и Сократ, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. (12)

Воспитание родителей – это международный термин, под ним понимается помощь родителям в выполнении функции воспитателя собственных детей, родительских функций. В настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участие в этом профессионально подготовленных специалистов. Необходимость работы по воспитанию основывается:

• Во-первых, на потребности родителей в поддержке.

• Во-вторых, на праве ребенка на педагогически образованных родителей.

• В-третьих, на стремлении общества защитить себя и предотвратить появления многих социальных проблем.

Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества. В конечном счете, речь идет о праве на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. (13)

В. П. Дуброва, исследуя проблемы воспитания родителей, выделила несколько аспектов:

1. Определение целей и значение воспитания родителей.

2. Разработка содержания роботы по воспитанию родителей.

3. Определение форм и видов связей детского сада и семьи.

4. Этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника. (4)

Таким образом, исследования взаимодействия семьи и ДОУ были проведены как за рубежом, так и советскими учёными-педагогами. Были сделаны выводы, что работа детского сада с семьёй была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.

Приоритет следует отдать таким современным формам работы как : Круглый стол, что приводит к минимуму проявления авторитарности. Вечера вопросов и ответов. Совместные с родителями праздники и развлечения. Дискуссионные клубы. Совместные педсоветы. Выставки совместных работ родителей и детей. Наше исследование проходило на базе МБДОУ №11 г. Майкоп в первой подготовительной группе. На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование родителей автор (В. П. Дубровина), с целью выявить уровень взаимодействия родителей и детского сада. В следствии этого мы получили следующие результаты: средний уровень взаимодействия родителей и детского сада. Затем нами было проведено тестирование воспитателей, для самооценки затруднений воспитателей в общении с родителями. (Г. А. Арунтаева). Что так же показало средний уровень взаимодействия. После проведенных диагностик, мы в течении года проводили различные формы современные взаимодействия такие как : круглый стол по теме; «Игровая деятельности, как одна из форм подготовке детей к школе», «Физкультурно-оздоровительная работа». Родители активно участвовали в заседании круглого стола, задавали вопросы, делились своим опытом. Так же нами были проведены выставки совместных работ детей и их родителей. На темы; «Мир сказок», «Моя родина», где все родители приняли участие. Выставки интересные, были разные виды работ, лепка, рисунок, квилинг и др. Так был проведен вечер вопросов и ответов на тему «Скоро в школу», был приглашен учитель, родители задавали ему вопросы так, же активно обсуждали вопросы между собой. Родителей интересовало, как понять готов ребенок в школу или нет, как помочь ребенку, мы предложили памятку родителям.

Памятка: Правила для родителей:

• Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

• В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

• Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержание умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.

Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой. Сейчас я предлагаю вам педагогические ситуации, а вы попробуете высказать своё мнение по данной проблеме.

Ситуации:

• Сашу каждый день приводят в детский сад в то время, когда занятие уже идёт. На просьбу педагога приводить ребёнка пораньше, мама отвечает: «Нам не нужны занятия, он и так всё знает, а что не знает, в школе научат».

Ваше мнение: есть ли необходимость посещения занятий? В чём она заключается?

• Каждый вечер, забрав Дашу из детского сада, мама в течение часа занимается с ребёнком. Каждое такое занятие сопровождается истерикой, плачем, нежеланием что-либо делать. Как вы думаете, почему это происходит?

• Готовясь к ужину, мама попросила помочь накрыть на стол, расставив чашки. Выполняя мамино поручение, девочка разбила тарелку. На что мама ответила: «Ты как всегда. За что не возьмёшься, ничего у тебя не получается». Девочка заплакала и убежала. Проанализируйте данную ситуацию.

(Обсуждение ситуаций).

Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив одну из фраз:

Я узнал (ла, что…

Новым для меня стало то, что…

Я убедился (лась, что…

(Родители высказывают своё мнение, продолжая одну из фраз и получают памятки по теме собрания).

Доказано, что чем лучше ребёнок подготовлен к школьному обучению, тем быстрее он адаптируется к школе. Успехи Вашего ребёнка будут зависеть не только от него, но и от Вашей помощи, поддержки и понимания. Вы, родители, должны и можете немало сделать для того, чтобы Ваш ребёнок любил школу и учился с радостью. Успехов Вам и Вашему ребёнку и спасибо за внимание. (Пример)

После проведенных современных форм взаимодействия ДОУ и родителей, мы провели повторное анкетирование родителей автор (В. П. Дубровина, результаты которого были высокие по сравнению с первым анкетированием. И тестирование воспитателей так же показало высокий уровень.

В следствии, полученных результатов мы можем сделать вывод, что главными воспитателями ребёнка являются родители. Но для того, чтобы правильно воспитывать своего ребенка, педагоги должны помогать родителям, использовать в своей работе различные новые формы просвещения родителей и взаимодействия ДОУ и семьей, с целью повышения их педагогического уровня.

Литература

1 Арнаутова В. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? Как? – М. :А. П. О., 2010.-59 с.

2 Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателей детского сада. /Загик Л. В., Куликова Т. А. Под ред. Виноградовой Н. Ф. -М. :Просвещение, 2012.-192 с.

3 Васильева А. Новая профессия – «мама – воспитательница». / Дошкольное воспитание. №11. 2009.-с 126-127.

4 Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. –М. ,2013. 33с.

5 Гончарова Н. К. / Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. 2012.

6 Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Мусиенко С. И. - М. :2013.-224 с.

7 Дошкольная педагогика. под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина –М., 2010., 243с

8 Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2011-120с.

9 Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образования с семьёй. / Дошкольное воспитание, №3, 2011 с. 87-90.

10 Данилина Т. Москва. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй. / Дошкольное воспитание,№1, 2012 с. 41-47.

11 Данилина Т. Детский сад и семья. / Дошкольное воспитание №2. 2010. С 44-50.

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС  «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Семинар-практикум «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: способствовать формированию умения дифференцированно подходить.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Современные формы взаимодействия с родителямиСовременные формы взаимодействия с родителями Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов) Детство –это самая.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Выступление к семинару «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС» Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В. А. Сухомлинского[/b] «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.

Выступление на РМО воспитателей «Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до» 2: Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 4 июля 2017 в 13:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем ДИАНА Киселева (УИ 348037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД