Наталья Печенкина
Современные информационные технологии как средство коррекции грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из распространенных речевых расстройств среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (далее ОНР, характеризующееся недоразвитием всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, грамматического строя, словарного запаса, связной речи у детей с нормальным слухом и первичной сохранным интеллектом.
Публикация «Современные информационные технологии как средство коррекции грамматического строя речи у дошкольников» размещена в разделах
В работах исследователей этого вида речевого дизонтогенез - Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е Левиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. отмечается, что нарушение грамматического строя речи является существенным компонентом в структуре ОНР. Овладение ребенком навыками словообразования и словоизменения имеет большое значение, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику, а также будет служить для него средством общения с взрослыми и сверстниками и обеспечивать полноценную социализацию ребенка. Кроме того, в структуре дефекта у детей с ОНР отмечаются специфические особенности развития познавательной сферы – недостатки свойств внимания, памяти; особенности эмоционально-волевой сферы, обуславливающие недостаточную познавательную активность детей, слабость мотивации, операциональных компонентов деятельности. В свою очередь, это сдерживает формирование всех функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей. [1, 3].
В связи с этим, вопросы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР продолжают оставаться актуальными в современной логопедии, обращая внимание исследователей на поиск эффективных методов, приемов, технологий и средств коррекционной работы. Повышение качества образования и коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи связано с применением новых информационных компьютерных технологий (далее ИКТ) в логопедической работе. [1, 5].
В современной специальной педагогике разработан методологический подход к использованию ИКТ в коррекционно-педагогическом процессе, который раскрывает дефектологический смысл применения ИКТ, состоящий в поиске и разработке новых «обходных путей» обучения, коррекции и развития компьютерно опосредованных педагогических технологий (Е. Л. Гончарова, И. А. Никольская, О. И. Кукушкина, Т. К Королевская, Н. В. Парамонова, использующих специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видео- средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с образовательной информацией [3]. К ним относят и компьютерные дидактические игры — вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели. Расширяются возможности использования компьютерных технологий и в логопедической практике (К. О. Бабкина, В. А. Бородина, О. В. Бурачевская, Ю. Ф. Гаркуша, Л. Р. Лизунова, М. И. Лынская, В. А., широкое распространение получают авторские разработки, которые способствуют выявлению и коррекции речевых нарушений (О. А. Безрукова, О. Е. Грибова, Р. Л. Лизунова).
В прикладных исследованиях В. А. Бородиной, Е. Л. Гончаровой, Т. К. Королевской, О. И Кукушкиной, доказаны: высокий мотивационный эффект применения данной компьютерной технологии в обучении разных категорий детей, возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков, возможность реконструкции отношений педагога и ребенка, стимуляции ребенка к освоению активной позиции - позиции субъекта обучения, осознанию достигнутых результатов и необходимости освоения новых задач в области произносительной стороны устной речи [1].
Л. А. Лизунова, Мироненко, Е. Ю. Медведева, подчеркивают, что занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Все ведущие исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе указывают на их положительное влияние на познавательную мотивацию детей [4, 5].
В практике логопедической работы с дошкольниками с ОНР необходимо оптимизировать процесс развития познавательной деятельности и развития речи, обеспечить качественную индивидуализацию обучения детей с нарушениями речи и положительную мотивацию обучения. Современные компьютерные программы, компьютерные средства обучения открывают реальные возможности для повышения результативности и оптимизации процесса коррекции речи.
В логопедический работе по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР мы использовали робототехнический набор Matatalab, основанный на робототехнике и программировании [2]. Коррекционный потенциал для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи заложен в самой концепции данной компьютерной программы. Он обеспечивает возможность развития мыслительных операций; пространственных отношений; слухового и зрительного восприятия; устойчивости внимания; наблюдательности; способности к запоминанию; формирование критического мышления; формирование и развитие коммуникативных навыков. Matatalab не требует использования компьютера или планшета: дидактический эффект достигается за счет входящих в состав набор компонентов. Алгоритм действий MatataLab со стоит в следующем: 1) с помощью пластмассовых блоков с символами составляется определенная программа действий; 2) блоки располагаются в желаемой последовательности на специальном поле в зоне видимости камеры управляющего устройства (башни); 3) при нажатии на кнопку «старт» на контрольной панели, камера на управляющей башне считывает составленную программу, и она передаётся роботу; 4) после этого робот начинает действовать согласно полученным командам.
Использование MatataLab в совместной деятельности логопеда и ребёнка, заключается в том, что логопед предлагает построить путь для робота (MatataВota). В работе по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР в рамках конкретной лексической темы логопед составляет инструкцию для ребенка.
Применяя MatataLab в логопедической работе, мы можем отметить, что дети выполняют задания с большим интересом и удовольствием, быстрее запоминают и осваивают правила словоизменения, способы словообразования, осмысленно осваивают синтаксические конструкции. Использование современных информационных технологий в работе по преодолению речевых нарушений способствует формированию мотивационной готовности детей к занятиям. Так игровая мотивация непосредственным образом повышает интерес к содержанию задания. В процессе выполнения заданий формируются операционный компоненты деятельности учебного типа, регулирующая функция речи, произвольность психических процессов – внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия, что в целом, является психологической основой полноценного речевого развития, что очень важно для детей с ОНР III уровня.