Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.

Елена Кожеватова
Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.

Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. И подтверждение этому – любознательность детей, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активность детей. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: •развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности •формирование целостной картины мира •расширение кругозора детей • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, с учётом ФГОС, я поставила перед собой следующие задачи: - развить познавательную активность детей, посредством метода экспериментирования, тем самым формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей; - создать в группе предметно - развивающую среду, определив её значение для развития познавательных интересов; - разработать проекты с детьми, имеющие проблемно-поисковые ситуации; - создать серию развивающих и дидактических игр с использованием ЭОР; - организовать работу с родителями по направлению поисково-исследовательской деятельности. Работу начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, формирования картотеки на тему «Детское экспериментирование». При создании предметно – развивающей среды учитывала совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельное экспериментирование. В исследовательском уголке для этого имеются: приборы – помощники, разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы, природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги, красители, другие материалы. Создана картотека проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты. Перед каждым экспериментом в целях организации повторяются «Правила безопасности» в стихах.

Метод экспериментирования -один из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими признаки, свойства, явления природы. В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты:

- -Эксперименты с водой, где дети знакомятся со свойствами воды. - Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен. -Опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов. -Опыты с песком, глиной и другие. Экспериментальная деятельность дает детям возможность общения, проявления самостоятельности, свободу действий, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Коллекционирование -одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

В нашей группе есть коллекция камней и минералов, коллекция морских ракушек и насекомых. Для обеспечения познавательной активности детей в нашем детском саду широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей подготовительной группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты. Такие как: «Карамель чупа-чупс - вред или польза?». Дети при проведении опытов выявили, что при частом употреблении карамели, она наносит вред здоровью детей: появляется кариес зубов, аллергия, сахарный диабет. Проект «Секреты здоровья», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека. Во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог узнать какие они бывают. С помощью проекта «Молоко и молочные продукты» дети познакомились с пользой молока и молочных продуктов, поняли значимость молока для питании растущего детского организма.

Моими помощниками в решении задач по формированию и развитию познавательных интересов дошкольников являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь ему. В помощь родителям я подобрала практический материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты. Разработала памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Экспериментируем дома», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома бумагу, мыло, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, создавали радугу.

Как они пройдут детские годы, зависит от родителей и от педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Публикации по теме:

«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии План проведения мастер-класса: 1. Представление технологии. 2. Проведение имитационной игры. 3. Совместное моделирование. 4. Рефлексия.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Практическое занятие с педагогами по теме «Инновационные технологии в развитии двигательной активности детей в ДОУ» ЦЕЛЬ: ПОВЫСИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ; ПОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ГИМНАСТИКИ,.

Применение ИКТ для поддержания познавательной активности дошкольников Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает.

Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО Музыкальный руководитель ДОО – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Карьерный.

Современные образовательные технологии. Технология проектной деятельности Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе. Отношение.

Современные образовательные технологии. ТРИЗ. Сказка «Колобок на новый лад» Идею сказки придумали дети подготовительной группы. Колобок. Действующие лица: Вика, Колобок, Бабушка, Гугл. Вика: Однажды я у бабушки.

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ» На современном этапе модернизации системы образования, ориентированной на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно повышаются.

Современные технологии развития речи дошкольников Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.
Опубликовано: 14 марта 2016 в 20:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...
Фотоотчет «Тайна экспертного чемодана раскрыта!»
Без этих специалистов не обходится ни один осмотр места происшествия. Речь идет о сотрудниках экспертно-криминалистического отделения МО МВД России...