Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.

Елена Кожеватова
Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.

Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. И подтверждение этому – любознательность детей, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активность детей. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развитиядетей через решение задач: •развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности •формирование целостной картины мира •расширение кругозора детей • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, с учётом ФГОС,я поставила перед собой следующие задачи: - развить познавательную активность детей, посредством метода экспериментирования, тем самым формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей; - создать в группе предметно - развивающую среду, определив её значение для развития познавательных интересов; - разработать проекты с детьми, имеющие проблемно-поисковые ситуации; - создать серию развивающих и дидактических игр с использованием ЭОР; - организовать работу с родителями по направлению поисково-исследовательской деятельности. Работу начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, формирования картотеки на тему «Детское экспериментирование». При создании предметно – развивающей среды учитывала совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельное экспериментирование.В исследовательском уголке для этого имеются: приборы – помощники, разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы, природный материал, утилизированный материал, разные виды бумаги, красители, другие материалы. Создана картотека проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты. Перед каждым экспериментом в целях организации повторяются «Правила безопасности» в стихах.

Метод экспериментирования -один из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими признаки, свойства, явления природы.В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты:

- -Эксперименты с водой, где дети знакомятся со свойствами воды. - Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен. -Опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов. -Опыты с песком, глиной и другие. Экспериментальная деятельность дает детям возможность общения, проявления самостоятельности, свободу действий, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Коллекционирование -одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

В нашей группе есть коллекция камней и минералов, коллекция морских ракушек и насекомых. Для обеспечения познавательной активности детей в нашем детском саду широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. В нашей подготовительной группе были разработаны познавательно-исследовательские проекты.Такие как: «Карамель чупа-чупс - вред или польза?». Дети при проведении опытов выявили, что при частом употреблении карамели,она наносит вред здоровью детей: появляется кариес зубов, аллергия, сахарный диабет. Проект «Секреты здоровья», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека. Во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог узнать какие они бывают. С помощью проекта «Молоко и молочные продукты» дети познакомились с пользой молока и молочных продуктов, поняли значимость молока для питании растущего детского организма.

Моими помощниками в решении задач по формированию и развитию познавательных интересов дошкольников являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь ему. В помощь родителям я подобрала практический материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.Разработала памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Экспериментируем дома», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома бумагу, мыло, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, создавали радугу.

Как они пройдут детские годы, зависит от родителей и от педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Публикации по теме:

«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии План проведения мастер-класса: 1. Представление технологии. 2. Проведение имитационной игры. 3. Совместное моделирование. 4. Рефлексия.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Практическое занятие с педагогами по теме «Инновационные технологии в развитии двигательной активности детей в ДОУ» ЦЕЛЬ: ПОВЫСИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ; ПОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ГИМНАСТИКИ,.

Применение ИКТ для поддержания познавательной активности дошкольников Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает.

Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО Музыкальный руководитель ДОО – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Карьерный.

Современные образовательные технологии. Технология проектной деятельности Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе. Отношение.

Современные образовательные технологии. ТРИЗ. Сказка «Колобок на новый лад» Идею сказки придумали дети подготовительной группы. Колобок. Действующие лица: Вика, Колобок, Бабушка, Гугл. Вика: Однажды я у бабушки.

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ» На современном этапе модернизации системы образования, ориентированной на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно повышаются.

Современные технологии развития речи дошкольников Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.
Опубликовано: 14 марта 2016 в 20:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июля. День цветика-семицветика на МААМ

Добрая и поучительная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик», созданная в 1940 году, заслуженно вошла в «золотой фонд» литературных произведений для детей. А образ чудесного цветка используется...

12 июля. День кошек на МААМ

Ах, эти удивительные кошечки, они привлекают не только своей красотой, но и самодостаточным нравом. Хоть кошки и давно живут рядом с нами, постичь их натуру до конца не удается. Давайте посвятим целый...

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Пожарная машина» из...
Мастер – класс по модельному конструированию выполнен из нетрадиционных материалов – пластиковых крышечек. Материал для выполнения мастер – класса:...
Мастер-класс по конструированию из бумажной тарелки «Лисичка, рыжая плутовка»
Почти ни одна русская народная сказка не обходится без хитрой лисы. Рыжая плутовка может обхитрить любого персонажа сказки. Мы играли в викторину по...