Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования

Анна Елкина
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования

Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста - является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение. Существуют различные технологии, направленные на решение данной проблемы и они все достаточно подробно раскрывают содержание знаний, умений и навыков и предлагают систему стандартных педагогических методов. Пришло осознание того, что детей надо учить по новому, что проверенные веками методы обучения воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации постоянно возрастает и поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если он не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

И эта работа должна начинаться достаточно рано тогда дети находятся в стенах дот школьного учреждения. В работе с детьми старшей группы мы решили использовать технологию деятельностного метода на занятиях по экологическому воспитанию, которая помогает формированию навыка «учиться».

Использовали «Методические рекомендации к подготовке и проведению занятии с дошкольниками по дидактической системе «Школа 2000.». Дидактическая система ТДМ для детей дошкольного возраста предлагает определённые типы занятий и этапы занятий.В ходе работы над курсовым проектированием по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с птицами» в детском саду были проведены различные типы занятий по данной теме с использованием ТДМ.

Приведу пример одного из них.

Тема занятия: «Беседа о зимующих птицах».

Тип занятия — открытие детьми нового знания.

Цель занятия:

- Сформировать представления о зимующих птицах.

- Тренировать способность к анализу, сравнению, обобщению, способность к правильному использованию в речи названия птиц, обобщающих понятий - птицы, зимующие птицы.

- Тренировать способность к умению рассказывать о зимующих птицах.

Этапы занятия:

первый этап. Введение в игровую ситуацию. Мотивация и включение детей в деятельность.

Устанавливаем рамки «Надо - Могу - Хочу». Мне (ребенку) НАДО Вести paговоры о птицах то есть беседовать о них, потому что у меня есть интерес и некоторые знания и мне надо узнать еще что-то новое. Я - ребенок ХОЧУ заниматься этой деятельностью, через неё хочу познать новое что мне еще неизвестно.

Я - ребенок МОГУ это делать - это именно то что я могу сделать (заниматься) и в то

же время могу узнать что-то новое.

второй этап. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

- Актуализируются знания детей о птицах.Задаются вопросы: Какое сейчас время года? (Зима) Каких птиц знаете? Каких птиц мы наблюдали зимой? Каких птиц зимой подкармливаем? Какие птицы нуждаются зимой в нашей помощи и почему?

Почему мы наблюдаем за воробьями, воронами, синицами? (Мы видим их на участке детского сада, когда гуляем)

Далее дети выполняют индивидуальное задание - они должны выбрать картинки с изображением тех птиц, которых наблюдали на участке, и тех которых они видели по дороге в детский сад, или о которых говорили с воспитателем, но за ними не наблюдали (не было возможности).

На этом этапе возникают затруднения (некоторые дети затрудняются отобрать всех нужных птиц на картинках, а именно не определили сороку, галку).

третий этап. «Открытие нового знания». Осуществляется выявление причины затруднения.Задаю вопросы: Какие возникли затруднения, почему они возникли? (смогли выбрать тех птиц, которых наблюдали на участке детского сада, забыли, как выглядит синичка, по дороге домой не смотрели на птиц, а если их видели, то родители сами не знают их название).

Как мы можем выйти из затруднения? Мы можем наблюдать с воспитателем.

Мама или папа могут спросить название других птиц у воспитателя. Можно купить книгу и посмотреть картинки в книге. Можно узнать много нового на занятиях. Далее идет беседа с детьми с использованием иллюстративного материала и календарей наблюдений за зимующими птицами. Детей подводим к обобщению «Зимующий птицы» (Выясняем почему этих птиц называют зимующими, какую помощь мы можем оказать зимующим птицам.Рассматриваем с детьми зимующих птиц: сороку, галку, воробья, синицу, ворону.

четвертый этап. Воспроизведение в типовой ситуации и включение в систему знаний.

Детям в игровой ситуации предлагаются следующие задания:

1. Выбрать картинки с изображениями зимующих птиц. Назвать их. (дети работают по подгруппам). Проводим сравнение с эталоном (иллюстрации зимующих птиц расположены на доске).

2. Рассказать о той птице, которая понравилась больше всех остальных.

пятый этап. Итог занятия.Детям задаются вопросы:

Чем занимались на занятиях? Что узнали нового? Какое задание выполняли? Что вам больше всего понравилось? Чему научились?

После проведенного представленного в выступлении занятия нами были разработаны и апробированы серии занятий в парадигме деятельностного метода.

второе занятие.Цель: познакомит детей с зимующими птицами,которые живут в нашем лесу: дятел, щегол, синица, тетерев.

третье занятия - Цель: познакомить детейс зимующими - кочующими птицами: снегирь, свиристель, клесты.

четвертое занятие. Итоговое. На тему «Зимующие птицы»

Хотелось бы закончились выступление словами А.Дистервега:

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может в последствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.».

Публикации по теме:

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования
Опубликовано: 13 марта 2015 в 00:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Конспект НОД в средней группе «Украшаем пряники»
Цель: Нанесение узоров на сделанные ранее пряники. Задачи: Образовательная: Повторяем как рисовать знакомые элементы: точки, круги, волнистые линии;...
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Черепашка Глашка»
Дидактическое пособие «Черепашка Глашка» «Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев» ( В. А. Сухомлинский) Мелкая моторика – это...
Фотоотчёт о рисовании «Лесные модники» в подготовительной группе
Попова Валентина Фото отчёт о рисовании по теме " Лесные модники" в подготовительной группе Осень богата на подарки и украшения. Она не только...