Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования

Анна Елкина
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования

Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста - является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение. Существуют различные технологии, направленные на решение данной проблемы и они все достаточно подробно раскрывают содержание знаний, умений и навыков и предлагают систему стандартных педагогических методов. Пришло осознание того, что детей надо учить по новому, что проверенные веками методы обучения воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации постоянно возрастает и поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если он не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

И эта работа должна начинаться достаточно рано тогда дети находятся в стенах дот школьного учреждения. В работе с детьми старшей группы мы решили использовать технологию деятельностного метода на занятиях по экологическому воспитанию, которая помогает формированию навыка «учиться».

Использовали «Методические рекомендации к подготовке и проведению занятии с дошкольниками по дидактической системе «Школа 2000.». Дидактическая система ТДМ для детей дошкольного возраста предлагает определённые типы занятий и этапы занятий. В ходе работы над курсовым проектированием по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с птицами» в детском саду были проведены различные типы занятий по данной теме с использованием ТДМ.

Приведу пример одного из них.

Тема занятия: «Беседа о зимующих птицах».

Тип занятия — открытие детьми нового знания.

Цель занятия:

- Сформировать представления о зимующих птицах.

- Тренировать способность к анализу, сравнению, обобщению, способность к правильному использованию в речи названия птиц, обобщающих понятий - птицы, зимующие птицы.

- Тренировать способность к умению рассказывать о зимующих птицах.

Этапы занятия:

первый этап. Введение в игровую ситуацию. Мотивация и включение детей в деятельность.

Устанавливаем рамки «Надо - Могу - Хочу». Мне (ребенку) НАДО Вести paговоры о птицах то есть беседовать о них, потому что у меня есть интерес и некоторые знания и мне надо узнать еще что-то новое. Я - ребенок ХОЧУ заниматься этой деятельностью, через неё хочу познать новое что мне еще неизвестно.

Я - ребенок МОГУ это делать - это именно то что я могу сделать (заниматься) и в то

же время могу узнать что-то новое.

второй этап. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

- Актуализируются знания детей о птицах. Задаются вопросы: Какое сейчас время года? (Зима) Каких птиц знаете? Каких птиц мы наблюдали зимой? Каких птиц зимой подкармливаем? Какие птицы нуждаются зимой в нашей помощи и почему?

Почему мы наблюдаем за воробьями, воронами, синицами? (Мы видим их на участке детского сада, когда гуляем)

Далее дети выполняют индивидуальное задание - они должны выбрать картинки с изображением тех птиц, которых наблюдали на участке, и тех которых они видели по дороге в детский сад, или о которых говорили с воспитателем, но за ними не наблюдали (не было возможности).

На этом этапе возникают затруднения (некоторые дети затрудняются отобрать всех нужных птиц на картинках, а именно не определили сороку, галку).

третий этап. «Открытие нового знания». Осуществляется выявление причины затруднения. Задаю вопросы: Какие возникли затруднения, почему они возникли? (смогли выбрать тех птиц, которых наблюдали на участке детского сада, забыли, как выглядит синичка, по дороге домой не смотрели на птиц, а если их видели, то родители сами не знают их название).

Как мы можем выйти из затруднения? Мы можем наблюдать с воспитателем.

Мама или папа могут спросить название других птиц у воспитателя. Можно купить книгу и посмотреть картинки в книге. Можно узнать много нового на занятиях. Далее идет беседа с детьми с использованием иллюстративного материала и календарей наблюдений за зимующими птицами. Детей подводим к обобщению «Зимующий птицы» (Выясняем почему этих птиц называют зимующими, какую помощь мы можем оказать зимующим птицам. Рассматриваем с детьми зимующих птиц: сороку, галку, воробья, синицу, ворону.

четвертый этап. Воспроизведение в типовой ситуации и включение в систему знаний.

Детям в игровой ситуации предлагаются следующие задания:

1. Выбрать картинки с изображениями зимующих птиц. Назвать их. (дети работают по подгруппам). Проводим сравнение с эталоном (иллюстрации зимующих птиц расположены на доске).

2. Рассказать о той птице, которая понравилась больше всех остальных.

пятый этап. Итог занятия. Детям задаются вопросы:

Чем занимались на занятиях? Что узнали нового? Какое задание выполняли? Что вам больше всего понравилось? Чему научились?

После проведенного представленного в выступлении занятия нами были разработаны и апробированы серии занятий в парадигме деятельностного метода.

второе занятие. Цель: познакомит детей с зимующими птицами, которые живут в нашем лесу: дятел, щегол, синица, тетерев.

третье занятия - Цель: познакомить детей с зимующими - кочующими птицами: снегирь, свиристель, клесты.

четвертое занятие. Итоговое. На тему «Зимующие птицы»

Хотелось бы закончились выступление словами А. Дистервега:

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может в последствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.».

Публикации по теме:

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования
Опубликовано: 13 марта 2015 в 00:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...