Получи документы

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Ольга Чудакова
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Общеизвестно, ценности личности формируются в семье, дошкольных организациях, школе, в сфере массовой информации и т. д. Но наиболее системно, последовательно духовно-нравственное развитие личности происходит, на мой взгляд, в сфере дошкольного образования, где развитие и воспитание дошкольников обеспечено всем укладом детской жизни.

Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Именно в детском саду сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь дошкольника. Отношение к детскому саду, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

В 2007 — 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Концепция нравственно - патриотического воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта первой ступени общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития воспитанников.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.

В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Актуальность проблемы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась в течение 3-х лет, с 2012 года по 2014 год.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012г. – октябрь 2012г.

На данном этапе проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания гражданских чувств (путем опроса) с целью определения представлений о родном селе и отношения к нему.

2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2012г. – март 2014г.

На данном этапе был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей села, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2014 года – сентябрь 2014 года.

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, мониторинг.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников были определены следующие задачи:

1. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

4. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

7. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:

• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;

• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

• проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;

воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

• понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

• Интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.

• Овладение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.

• Участие родителей в реализации воспитательной системы.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:

• игровые,

• ИКТ,

• здоровьесберегающие,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• проектный метод,

Принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Публикации по теме:

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в школе-интернате для детей с нарушениями интеллектаСовременные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в школе-интернате для детей с нарушениями интеллекта МКОУ «Линевская школа – интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Тема выступления : «Современные подходы к.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. «Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 города Ельца «Радуга» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Консультация для воспитателей Тема: «Современные.

Лэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковЛэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Лэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Цель: Развитие у дошкольников нравственно – патриотических чувств. Задачи:.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Достопримечательности Челябинска» в подготовительной группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Достопримечательности Челябинска» в подготовительной группе Воспитатель: Палашкевич Светлана Павловна В нашей группе проходит реализация проекта «Достопримечательности Челябинска». Чтобы не было повторений,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия — Родина моя» Вид проекта: познавательный; информационно-творческий; краткосрочный (с января по май 201. г.). Актуальность проблемы: «Родина для человека.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой край» Проект "Мой край" для детей старшего дошкольного возраста. Разработан воспитателями Кабешовой Н. Ю. Рябенковой О. В. Задачи проекта: Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 10:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД