Папки-передвижки

Современные подходы к организации и проведению сюжетно-ролевых игр дошкольника

Елизавета Мельникова
Современные подходы к организации и проведению сюжетно-ролевых игр дошкольника

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

Публикация «Современные подходы к организации и проведению сюжетно-ролевых игр дошкольника» размещена в разделах

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и не речевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.

Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная с раннего возраста.

Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением и воспитанием. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Всем нам известно, что именно в детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. А основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Так же в игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).

В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные. Они отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных, пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые способствуют развитию речи.

В младшем и среднем возрастах к сюжетно-отображающей игре присоединяются самостоятельные с-р игры, в которых так же используются обучающие игры, развивающие речевые навыки и умения.

В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого воображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения. Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.

Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в предложения, составлять рассказы. Для этого мы, воспитатели используем сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развития речевых навыков, часто используя литературные произведения.

Главной особенностью является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается

Виды сюжетно-ролевых игр :

1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

Учитывая специфику речевого развития детей группы, педагог использует метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.

Так же используется метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. Д.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители,.

План работы по самообразованию «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Пашина Кира, воспитатель План по самообразованию воспитателя ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» «Современные подходы.

Презентация опыта работы «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Воспитатель Кира Александровна Пашина Старшая и подготовительная.

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало необходимым взаимодействие учителя-логопеда.

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое.

Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ Современные подходы к организации работы с родителями в ДОУ ___ Выполнила: Фролова О. Е. Воспитатель.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности детей старшего возраста в ДОУ .

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации и проведению сюжетно-ролевых игр дошкольника
Опубликовано: 25 мая 2019 в 21:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД