Папки-передвижки

Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

Алевтина Костылева
Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ

В современном мире каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей («Конвенции о правах ребёнка» (1989, «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993). Гарантии реализации права на образование закреплены и в новом, вступившем в силу 1 сентября 2013 года, Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором государство Российской Федерации гарантирует получение бесплатного дошкольного образования каждому маленькому гражданину, проживающего на территории этого субъекта.

Публикация «Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей оказания качественной коррекционной помощи детям с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ). С принятием нового закона об образовании закрепилось понятие «инклюзивное образование», которое определяется в законодательном документе как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций. Таким образом, с вступлением в силу нового закона об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья на деле получают равные образовательные возможности с остальными детьми, как это принято во всем цивилизованном мире.

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определённые условия. Закон прописывает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» - единственное учреждение в Надымском районе, в котором функционируют группы компенсирующей направленности с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья :

• для детей с задержкой психического развития;

• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средней степени выраженности.

Группы созданы с целью максимально возможной социальной адаптации детей с ОВЗ, социально-личностной реабилитации воспитанников, овладения ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

На основании Государственой программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175, Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, Окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы в МДОУ «Ёлочка» в рамках сетевого взаимодействия объектов инфраструктуры с 2011 года внедрено 3 социально-значимых проекта социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство :

«Детоцентрированная организация инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ»;

«Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учета их образовательных возможностей и потребностей» (в рамках муниципальной инновационной площадки);

«Особый ребёнок» (организация работы группы выходного дня для детей-инвалидов, не посещающих ДОУ).

Внедрение проектов социальной интеграции в практику дошкольного образования позволяет создавать необходимые условия функционирования механизма безбарьерной среды, содействовать обогащению социально-культурного потенциала, направленного на расширение возможностей детей с ОВЗ, их личностное развитие, приобретение навыков разнопланового взаимодействия с окружающими, формирование у детей с ОВЗ предпосылок успешной адаптации к школьному обучению.

Для продуктивного совместного обучения детей с различными нарушениями развития, из набора имеющихся в практике дошкольного образования базовых моделей интеграции в диапазоне от полной до эпизодической, в учреждении используется частичная и временная интеграция. В 2011 году в ДОУ стартовал проект детоцентрированной организации инклюзивного образования в ДОУ компенсирующего вида посредством частичной интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников «Общение без границ. В нём представлена модель инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, направленная на обеспечение дошкольниками достаточного уровня сформированности социально-личностной компетентности через расширение возможностей социальных контактов. Для каждого ребёнка с ОВЗ, участника проекта, осуществлён подбор наиболее подходящего социально-абилитационного комплекса: группы ДОУ, конкретной тактики сопровождения, условий обеспечения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, графика пребывания ребёнка в группе и посещения занятий, наиболее приемлемых моделей взаимодействия и формы инклюзивных мероприятий. Реализация системы мероприятий осуществляется междисциплинарной творческой группой, в состав которой входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги специализированных групп для детей с задержкой психического развития и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, под руководством координатора проекта. За прошедший период в группы общеразвивающей направленности было интегрировано 5 человек.

В соответствии с планом мероприятий по развитию вариативных форм дошкольного образования в муниципальном образовании Надымский район на 2011-2015 годы (приказ МУ «УДО» от 27.06.2011г. №67/1) в рамках функционирования инновационной площадки «Территория помощи» (приказ ДО Администрации муниципального образования Надымский район №848/1 от 30.09.2013г.) с 2011 года в ДОУ реализуется инновационный проект «Интеграция детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей». Проект на основе новых организационных форм направлен на формирование гибкой и доступной системы коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам, не посещающим ДОУ. В рамках проекта специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель) оказывают индивидуальную коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ на дому. Для каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных возможностей и степени выраженности нарушений, комплексно разрабатывается индивидуально-ориентированная программа развития. Одной из главных задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на дому, является включение родителей в абилитационный процесс и обучение их коррекционно-развивающим методам и приёмам. За период реализации проекта специализированной помощью было охвачено 5 детей-инвалидов.

Для охвата большего количества детей города, оказания помощи и высвобождения родителей в выходной день в МДОУ функционирует группа кратковременного пребывания (далее - ГКП) – группа выходного дня для детей-инвалидов «Особый ребёнок» (приказ УДО Администрации муниципального образования Надымский район» от 27.06.2011г. №67/1). Группа создана в целях обеспечения элементарной социальной адаптации, развития коммуникативных качеств детей-инвалидов, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

В группу зачисляются дети 3-7 лет, имеющие сочетания 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Группа осуществляет следующие функции:

• развивающую – развитие детей на основе личностно-ориентированного подхода через специфичные для каждого возраста виды деятельности;

• воспитательную – способствование социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, овладению ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения;

• консультативную – повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родителям детей, не посещающих ДОУ, также необходима помощь в вопросах воспитания и развития ребёнка. В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа департамента образования ЯНАО от 28.12.2011 года №2294 «Об утверждении Примерного положения о порядке организации на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа консультативных пунктов для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях семьи" в МДОУ «Ёлочка» на протяжении 3-х лет функционирует Консультативный пункт для родителей чьи дети не посещают образовательные учреждения.

Основными целями организации Консультативного пункта являются:

• обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

• оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи.

В перечень услуг входит:

• просвещение родителей с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;

• диагностика развития ребенка и информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка;

• консультирование об основных направлениях воспитания и развития в условиях семьи.

Таким образом, создание особых условий для реализации образовательных потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает нормативно закрепленное за детьми с ОВЗ право на получение бесплатного образования.

Публикации по теме:

Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Современные дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие.

Перспективный план работы с педагогами ДОУ на 2014–2015 учебный год по формированию правовой компетенции Сентябрь 1. Совместный анализ нормативных документов и правовых ресурсов: Конституция РФ; Гражданский кодекс; Семейный кодекс; ФЗ об основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации образования детей с особыми возможностями здоровья в ДОУ
Опубликовано: 10 марта 2015 в 22:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД