Лучший педагог года

Современные подходы к организации ППРС на прогулочных участках

Валерия Морозова
Современные подходы к организации ППРС на прогулочных участках

Организация развивающей предметно-пространственной среды на участках всех возрастных групп в дошкольном учреждении в зимний период должна способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей, создавать условия для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей, создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей.

На прогулке осуществляются все виды детской деятельности:

-спортивные упражнения ("Катание на санках (ледянках, снегоходах)”, "Скольжение ” (Скольжение по ледяным дорожкам, "Ходьба на лыжах”);

-игры-эстафеты на лыжах, санках;

Публикация «Современные подходы к организации ППРС на прогулочных участках» размещена в разделах

-игры с элементами спорта; - игры со снежками;

-подвижные игры, в том числе сюжетные подвижные игры;

-забавы, аттракционы;

-народные игры;

- театрализованные, хороводные игры;

- кормление птиц;

- ремонт снежных построек;

-уборка.

- игры на развитие памяти, внимания;

- изготовление цветных льдинок, шаров;

- наблюдения в природе;

- опытно-экспериментальная.

- рисование на снегу;

- лепка из снега;

- конструирование из снежных пластов;

- чтение художественных произведений;

- рассказы педагога;

- загадывание загадок о зиме, зимних явлениях и т. д. и т. п.

Формы организации двигательной активности:

- активный отдых: день (неделя) здоровья, малая зимняя Олимпиада, спортивный праздник, спортивный совместный праздник со школьниками, с воспитанниками других детских садов, с родителями; праздники и развлечения, физкультурные досуги; тематические дни (например, «День сказки»); туристические прогулки (дошкольный туризм) и экскурсии; лыжные прогулки; походы.

- подвижные игры, малоподвижные игры и др.

- физкультурные занятия на улице;

- самостоятельная двигательная деятельность и др. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, воспитанникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей воспитанники сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Участок является своеобразной «визитной карточкой» детского сада. Он должен быть максимально расчищен от снега, оформлен эстетично, в едином стиле. Его устройство должно создавать радостное настроение у воспитанников и положительно эмоциональную атмосферу в ДОУ. Красивые и удобные участки – радость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдение за природой, планируется заранее. Постройки из снега не только стимулируют активное участие детей в творческих, ролевых, и подвижных играх, но и позволяют детям упражняться во всех видах основных движений (упражнениях на равновесие, прыжках, метании, лазании, и. т. д., способствуют увеличению двигательной активности малышей на свежем воздухе в зимнее время, укреплению здоровья детей, улучшению их психического состояния, снижению количества респираторных заболеваний.

Сооружение построек – это создание условий, обеспечивающих реализацию содержания и требований образовательной программы дошкольного образования. При проектировании зимних участков проявляется неиссякаемое творчество, трудолюбие, заинтересованность педагогов и родителей. Сооружение снежных композиций – увлекательное занятие, прежде всего для детей. Они переносятся в сказочный мир фантазий и приключений, забав и развлечений. Большую радость доставляют детям расположенные на территории ДОУ ледяные горки для катания, барьеры для перешагивания, оборудование для метания (вертикальные и горизонтальные мишени, стенка-мишень, оборудование для ходьбы на равновесие (вал, лыжня, ледовые дорожки (функциональные) и др. При сооружении этих построек необходимо учитывать их рациональное размещение, а также обеспечить доступ к имеющемуся спортивному оборудованию.

Особое внимание уделяется оборудованию спортивной площадки. Наиболее удобный размер площадки 24х15м, но, в зависимости от характеристик территории детского сада, может изменяться от 31х18м до 18х9м. В зимнее время вся площадка должна быть расчищена от снега, на её территорию наносится разметка с помощью контрастной краски. Обычно разметка производится следующим образом: в одном метре от краёв площадки наносят прямые линии, они отделяют беговую дорожку; поперечная линия делит площадку на две половины; на расстоянии 0,5м от неё справа и слева проводят две параллельные линии; в центре площадки рисуют два концентрических круга, диаметром 5 и 6 метров. Такая разметка удобна для проведения большинства игр и упражнений. Для дошкольников старшего возраста зимой утрамбовывается площадка размером 10 10м для игры в хоккей. Площадка обносится валом высотой 50см. Используются ворота хоккейные высотой 100см, длиной 150см, глубиной 80см с сеткой, клюшки хоккейные (деревянные) длиной 60-70см, массой 50г. Шайба может быть пластмассовой (масса 50г, резиновой (масса 50-70г, высотой 2- 2,5см, диаметром 5-6см. После того, как толщина снега достигает 10см, можно начинать обучение детей ходьбе на лыжах. Для ходьбы на лыжах по беговой дорожке и территории дошкольного учреждения (кольцевая дорожка вдоль границы участка) прокладывается лыжня (младший и средний возраст, 30-40 м., 100-150м старший дошкольный возраст). Желательно проложить 2 параллельные лыжни, что позволит проводить со старшими дошкольниками эстафеты. Сначала трассу выравнивают, затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры (пластмассовые цветные игрушки). С детьми старшей и подготовительной групп можно проводить лыжные прогулки длительностью 1,5—2 ч. Большое удовольствие доставляет детям спуск на лыжах с небольших горок, которые можно построить, используя естественный рельеф местности. На спортивной площадке или по краю её (если позволяет место) можно разместить постройки, из которых можно устраивать полосу препятствий. При этом необходимо учитывать определённые требования к их устройству.

Обычно оборудуют снежные валы для упражнения в равновесии и перелезании (высота – 30 см, длина 3 м., , препятствие для пролезания (высота над уровнем площадки – 80 см, длина – 1м, диаметр верхнего бруса – 20-50см, грибок для чехарды (высота – 40см, диаметр опорной поверхности – 20см, мишени для метания (высота 110-120см, башни для влезания (высота 2,5м). Эти же постройки можно разместить на территории групповых площадок. Постройки из снега должны использоваться ежедневно.

Можно включать забавные упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости приходил» (следы на снегу, «Попади в цель» (на снежной стенке изображают цветной круг диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат. Много удовольствия приносит детям катание с ледяной горки. При этом дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения. Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6м. Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком. Технология устройства ледяной горки проста и доступна: - во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка); - снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом; - в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку; - после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см); - поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины; - в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами. Если территория спортивной площадки не позволяет разместить на ней ледяную горку, её следует соорудить в другом удобном месте.

Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы, постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п., соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т. п. Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей. Снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам. Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала.

Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление ( композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников. Большое значение для создания эмоционально положительного настроения детей имеет оформление входа на территорию детского сада. Детям нравится, когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы. Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества выносного материала. Например:

- лопатки для снега, ведёрки, формочки;

- ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», флажки;

- клюшки;

- мешочки, мячи для метания;

- материал для игр со снегом;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» и др. ;

- атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др. ;

- материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.);

- набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа, снегомер ;

- ящики для перевозки снега;

- большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок;

-игрушки из бросового материала;

- палочки для рисования на снегу;

- кегли, маски для сюжетно-ролевых игр;

- лыжи,санки, ледянки и др.

На территории дошкольного учреждения в зимнее время можно оборудовать экологическую тропу, на станциях которой («Метеоплощадка», «Уголок леса», «Эко-дом» и др.) дети будут получать новые знания о жизни животных зимой, здесь же можно организовать наблюдения за изменениями в природе, поэкспериментировать, разместить декоративные кормушки для птиц. При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, нужно спилить нижние ветки на деревьях, обвязать лентами ветки кустов, обеспечить безопасность металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и заледенить, дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы должны быть очищены от снега, льда и сосулек.

Особое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок Снежные постройки :

• фигуры для закрепления навыков равновесия.

• фигуры для перешагивания.

• фигуры для упражнений в метании.

• фигуры для подлезания.

• горки для скатывания и др.

Размеры снежных построек

В центре зимнего участка делается ровная утрамбованная площадка для организации подвижных игр и игровых упражнений: в младшей и средней группах 60 -70кв. м., в старших группах 80 - 100кв. м. Постройки из снега некрупные, могут быть оформлены тематически. Постройки предназначены для подлезания, метания, перешагивания, хранения выносного оборудования, сюжетные. Могут быть многофункциональными. Оформление построек может нести познавательную направленность: номер на машине – закрепление цифр, светофор – правила дорожного движения, декоративные узоры – закрепление знаний о народных промыслах, разноцветные геометрические фигуры украшений – для закрепления знаний по математике и цвета и т. п. На участке должна просматриваться экологическая направленность: кормушки для птиц, клумбы зимних цветов и т. п. Горки должны быть построены своевременно и быть действенными.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к организации ППРС на прогулочных участках
Опубликовано: 26 января 2022 в 12:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД