Папки-передвижки

Современные подходы к организации танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта

Анна Самохвалова
Современные подходы к организации танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта

Танцевальный кружок приобщает школьников с ограниченными возможностями здоровья к музыкальному искусству через танец, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Занятия танцами позволяют и помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) формировать здоровый образ жизни, активизировать двигательный режим, развивать моторную сферу и культуру движения, преодолевать психологические и двигательные зажимы, неуверенность в себе, коррегировать и компенсировать нарушения психофизического развития, учиться взаимодействовать, поэтому их значение трудно переоценить.

Публикация «Современные подходы к организации танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Преподавание танцев в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. У детей развивается координация движений, понимание музыки, владение своим телом, прививаются навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие [3, с. 72].

Цель работы танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья: всестороннее развитие ребенка, формирование музыки и ритмических движений; разнообразных умений, способностей, качеств личности средствами танцевального искусства.

Задачи работы танцевального кружка :

1) образовательные – обучение детей танцевальным движениям; формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений; формирование культуры движения, выразительности движений и поз; формирование умения ориентироваться в пространстве;

2) воспитательные – развитие у детей активности и самостоятельности; формирование общей культуры личности ребенка; создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

3) развивающие – развитие творческих способностей детей, воображения; развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа; развитие исполнительских навыков в танце;

4) оздоровительные – укрепление здоровья детей; развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности; формирование осанки [5, с. 113].

Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей, которая включает в себя: музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка. Она основана на моторно-пластической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения школьников.

Умение ориентироваться в пространстве достигается путем композиционного перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами способствуют развитию вестибулярного аппарата, памяти, внимания.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная, развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений – музыкально совершенствуя психические функций (мышление, память, внимание, восприятие).

Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом [2, с. 35].

Потребность в музыкально-пластических занятиях ощущается уже

с 7-9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребенка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них. Распространенные у детей искривления фигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют место при систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитие координации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10-12 лет и затем в 13-16 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшению танцевального репертуара [1, с. 24].

В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях. В качестве основных форм работы используются: показ танца; слушание музыки; обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах; отработка движений; знакомство с костюмом; танцевальные конкурсы, школьные фестивали, праздники. Ведущими методами работы являются: объяснительно-иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора); репродуктивный (разучивание, закрепление материала); метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное) [6, с. 12].

Основой программы танцевального кружка является репертуар, который разучивается и исполняется на школьных праздниках. Основным видом образовательной работы с детьми в танцевальном кружке выступают музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия предполагают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, слушания музыки, тренировочных упражнений, танцевальных элементов и движений, творческих заданий и т. д.

Занятия в кружке проводятся в форме урока и в форме самостоятельной тренировки. Занятия в форме урока организуются при постоянном составе учебной группы, по твердому расписанию, под руководством руководителя и его помощников; во время самостоятельных тренировок учащиеся работают индивидуально или группами, состав которых может меняться без непосредственного наблюдения руководителя, но по его предварительным указаниям [7, с. 34].

Важной частью проведения танцевального кружка становиться организация времени и пространства занятий, исходя из базового принципа – принципа безопасности. И здесь важно придерживаться следующей схемы структуры занятия:

1. Организационный этап (педагог настраивает детей на начало занятия, проводит вводный рассказ о теме занятия, его цели и задачи).

2. Этап сообщения новых знаний (подробный рассказ о теме танца, обсуждение вопросов, подготавливающих детей к работе с двигательными образами).

3. Практический этап (работа над эмоциями, подходящими к теме танца, прослушивание музыки, разучивание или повторение движений).

4. Заключительная часть (упражнения на восстановление дыхания, поведение итогов встречи, прощание) [8, с. 35].

Работа танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится во второй половине дня при соблюдении следующих условий: занятия кружка должны проводиться не ранее, чем через 2–3 часа после окончания учебных занятий; если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха; не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина); одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.

На первоначальном этапе посещения танцевального кружка сложно запомнить даже простую танцевальную комбинацию из 2–3 движений, исполненную в короткий промежуток времени неоднократно, а самостоятельное ее воспроизведение на начальных этапах обучения танцу практически невозможно. На начальном этапе большее внимания уделяется общению с детьми, а меньшее – самому процессу хореографии. Руководителю кружка следует быть готовым к тому, что на протяжении всего занятия ребенок сможет усвоить лишь несколько шагов с простой сменой направлений.

Таким образом, организация танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется возрастными особенностями детей, организуется при постоянном составе учебной группы, по твердому расписанию, под руководством руководителя и его помощников, на основе разработанной программы работы кружка. Содержанием работы на занятиях танцами для детей с нарушением интеллекта является формирование музыкально-ритмической деятельности детей, которая возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображений детей и активизируется их творческие проявления.

Публикации по теме:

Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников «Современные подходы к организации художественно – творческой деятельности дошкольников» Воспитатель разновозрастной группы №1 (младшая).

Интеграционные подходы к преподаванию предмета «Музыка» в общеобразовательной школе Цель музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе – сформировать музыкальную культуру учащихся как важную и неотъемлемую.

Интегрированное занятие для детей с нарушением интеллекта в подготовительной группе «Путешествие к весне» Тема: «Путешествие к весне» Тип занятие: обобщение и закрепление знаний и умений. Вид деятельности: интегрированное занятие с элементами.

Мастер-класс «Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей» Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов-дошкольников Задачи: Познакомить с определением.

Современные подходы в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Презентация «Современные подходы в организации предметно – развивающей среды в ДОУ» Предметно – развивающая среда является важным аспектом.

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста «Капельки» Пояснительная записка Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства,.

Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной.

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности Значение готовности детей к обучению в школе В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность.

Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта (Консультация для родителей). Игра – один из тех видов деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 15:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД