Лучший педагог года

Современные представления о процессе формирования навыка чтения

Елена Каргина
Современные представления о процессе формирования навыка чтения

Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Отсюда следует, что чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И, наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Публикация «Современные представления о процессе формирования навыка чтения» размещена в разделах

В формате данной работы мы придерживаемся определения Б. Г. Ананьева, который понимает под чтением сложный психофизиологический процесс, в акте которого принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по мнению Б. Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

С психолингвистической позиции данный навык описан в работах В. П. Глухова, А. Н. Соколова и представляет собой, с одной стороны, процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – опосредованное отражение действительности.

Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, следствие соотнесения звуковой формы слова с его значащем осуществляется понимание читаемого.

Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения : овладение звуко-буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения. Каждая их этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периодов. Вместе с тем психологическая структура этого процесса в добукварный период и в начале букварного будет иная, чем в его конце. На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, деляг на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

В ситуации, когда ребенок дифференцирует звуки речи, у него имеется четкий образ звука, а звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикулярно. В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

Сложный процесс овладения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи, ведь не звук является названием буквы, а наоборот, буква представляет собой знак, символ, обозначение речевого звука.

Усвоив букву, дошкольник читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков ребенок должен перейти от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи, т. е. произнести слог так, как он звучит в устной речи. Как отмечает в своих работах Т. Г. Егоров основная трудность слияния звуков заключается в необходимости преодолевать типовое звучание отдельно взятых звуков при сочетании их в слоги и осуществлять перевод типового звучания в звуки живой речи. Чтобы слитно прочитать слог, необходимо представить тот слог устной речи, который состоит из тех же звуков, причем эти звуки следуют друг за другом в той же последовательности, в какой даны буквы в слоге. Это значит, что ребенок должен уметь анализировать звуковой состав слога, слова устной речи.

Соответственно, для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, т. е. необходим достаточный уровень фонематического развития [].

На ступени слогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения, таким образом, является слог. На этой ступени еще остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.

Ступень становления целостных приемов восприятия является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам; значительную роль играет смысловая догадка. Опираясь на смысл ранее прочитанного и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заменяет слова, окончания слов, т. е. у него наблюдается угадывающее чтение. В результате угадывания происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым на этой ступени является синтез слов в предложении. Темп чтения возрастает.

Ступень синтетического чтения характеризуется целостными приемами чтения : словами, группами слов. Техническая сторона чтения теперь уже не затрудняет чтеца. Главная задача осмысливание читаемого. Процессы осмысливания содержания превалируют над процессами восприятия. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется как содержанием прочитанного предложения, так и смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, поскольку догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием.

На последних ступенях формирования навыка чтения все еще имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Для успешного овладения навыком чтения необходимо формирование предпосылок, которые связаны с разными процессами. Рассмотрим некоторые из них. Часть авторов (И. Бодуэнде Куртенэ, Л. В. Щерба) отмечают, что у дошкольника для формирования навыка чтения необходимо сформировать представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. Известно, что звук в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, не тождественны. Звук речи обладает определенными физическими свойствами, определенными признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми.

По мнению А. Трошина, для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Усвоив букву, дошкольник читает слоги и слова с ней. Однако в процессе чтения слога единицей зрительного восприятия на этой ступени является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем вторую букву, затем синтезирует их в единый слог. Таким образом, в этот период читающий зрительно воспринимает сразу не целое слово или слог, а лишь отдельную букву, т. е. зрительное восприятие является побуквенным. А. Трошин назвал эту ступень «подслоговым чтением». Темп чтения на этой ступени очень медленный, он определяется прежде всего характером читаемых слогов.

Также, важным вопросом при формировании навыка чтения является процесс понимания читаемого, который характеризуется определенными особенностями. Так, понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознание слова осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается и соотносится со знакомым словом устной речи. Поэтому дошкольник, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его.

Чтение с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения. Поэтому развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идет в тесной связи с развитием процесса восприятия. В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием; оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза читаемых слов. Зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов) является первой операцией чтения. Согласно современным представлениям, внимание рассматривается как общая готовность организма к реагированию на раздражители различных модальностей. Следовательно, зрительное внимание может считаться фактором, запускающим зрительное восприятие, а значит, во многом определяющим его результат. Среди параметров зрительного внимания, изучаемых отечественными и зарубежными исследователями избирательность, устойчивость, способность к переключению и распределению.

При обучении чтению дошкольник, прежде всего, знакомится со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение узнавать (идентифицировать) каждую из них является обязательным условием овладения навыком чтения. Буквы русского алфавита представлены плоскостными геометрическими объектами, обладающими разной степенью сложности для восприятия, заучивания и узнавания. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все печатные буквы русского алфавита состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная прямая, овал, полуовал. В такой ситуации смыслоразличительное значение может иметь каждый элемент буквы, а также его расположение в пространстве.

Можно выделить две группы графически сходных букв:

а) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, Ь-Р и др.);

б) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В и др.).

Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.

Дошкольник, обучаясь читать, впервые попадает в ситуацию, когда движения глаз должны контролироваться и подчиняться топологическим свойствам читаемого текста: нужно уметь выделить начало текста, проследить строку слева направо, точно перейти от одной строки к другой без пропусков и повторов. Во время чтения глаза читающего движутся вдоль строки короткими и быстрыми скачками. Между скачками существуют паузы, или неподвижные фиксации объектов. Начинающий читатель делает 10-12 таких фиксаций на строке, опытному обычно достаточно 3-4 фиксации. В начале чтения глаза фиксируют какую-либо информацию (букву, слог) и остаются неподвижными в течение некоторого времени. Именно в это время воспринимается изображение. Далее происходит скачок, перемещающий глаза вправо вдоль строки до фиксации следующего изображения, и так до конца строки.

Восприятие изображения происходит только в момент фиксации. Движущийся глаз информацию не воспринимает. Таким образом, «наше зрительное восприятие. в значительной мере напоминает последовательный ряд коротких экспозиций».

Следует отметить, что перерывы в видении не ощущаются благодаря существованию остаточного изображения, которое заполняет временные интервалы, необходимые для передвижения глаз, и создает иллюзию непрерывного видения. Даже после кратковременного предъявления информации в зрительной памяти откладывается ее большая часть, которая сохраняется в течение нескольких секунд. Затем происходит считывание информации, отложенной в памяти, или сканирование. Заметим, что под сканированием в зависимости от контекста может пониматься не только процесс считывания информации из памяти, с остаточного изображения, но и упорядоченное, целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. При этом порядок осмотра, его направление для каждого индивидуально и формируется уже в дошкольном детстве. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

Таким образом, важными предпосылками формирования навыка чтения являются сформированность процесса зрительного восприятия, зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, развитии пространственных представлений.

Процесс чтения это процесс перевода информации из одного кода в другой. В устной речи мы используем звуковой код. Значение каждого слова закодировано определенной последовательностью тех или иных звуков. При чтении происходит следующий процесс : знаки графического кода соотносятся с устноречевым кодом, после чего происходит понимание прочитанного. Следовательно, зрительное восприятие графем (букв) при чтении обязательно должно сопровождаться их переводом в акустический, речедвигательный аналог. Этот процесс составляет сущность перекодирования при чтении, перевода невербальной информации в вербальную.

По мнению А. Н. Корнева, одной из ключевых предпосылок формирования процесса чтения необходимо выделить достаточное развитие фонетической и фонематической сторон речи. Важной предпосылкой обучения чтению является умение фонетического анализа и синтеза звучащей речи, т. е. выделение звука в потоке речи, и ориентировка в фонетической стороне языка, которое формируется в старшем школьном возрасте в результате обучения в дошкольном учреждении или в младшем школьном возрасте в связи с началом обучения в школе грамоте. Так же у ребенка должно быть достаточно сформировано фонематическое восприятие, т. е. способность различать на слух звуки речи, как чужой, так и собственной, по дифференциальным признакам. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь не только выделять ошибки произношения в чужой речи, но и контролировать на слух свою собственную устную речь.

Как указывается в ряде специальных исследований (Т. Г. Егоров, Л. Ф. Спирова, дети, поступающие в школу с высоким уровнем речевого развития, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. Так, если перед ребенком ставится специальная задача речезвукового анализа, он с ней относительно легко справляется. Соответственно, одной из предпосылок формирования навыка чтения является умение ребенком дифференцировать звуки речи и на слух, и артикуляционно выделять смыслоразличительные признаки звуков, то есть иметь представление о фонеме. Нечеткий образ звука затрудняет соотнесение буквы с конкретным звуком.

Следующей предпосылкой формирования навыка чтения мы можем назвать достаточное развитие лексико-грамматической стороны речи. По мнению некоторых авторов (Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, основными предпосылками успешного формирования навыка чтения являются :

а) достаточный словарный запас для понимания прочитанного большое значение имеет знакомство читателя с тем предметом, о котором идет речь, развитый кругозор и читательский опыт;

б) сформированные представления о морфологическом составе слова и согласовании слов в предложении, на основе чего происходит предвосхищение и понимание содержания.

Таким образом, чтение развивается на базе уже сформировавшейся устной речи. Следовательно, уровень речевого развития ребенка определяет успешность овладения чтением.

И. Н. Садовникова указывает следующие предпосылки успешного освоения навыка чтения :

отсутствие органических речевых расстройств;

отсутствие наследственной предрасположенности к дислексии, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи;

отсутствие трудностей становления процесса функциональной асимметрии в деятельности парных сенсомоторных органов. Это может явиться причиной нарушений речевого развития;

отсутствие расстройств, связанных с восприятием пространства и времени;

сформированность произвольной моторики;

достаточность слухо-моторных координации и чувства ритма [].

Таким образом, чтение – это сложный психофизиологический процесс. В акте чтения принимает участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Для успешного формирования навыка чтения необходима сформированность таких предпосылок как сформированность процесса зрительного восприятия, зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, развитии пространственных представлений, фонетического анализа и синтеза, фонематического восприятия, развитие лексико-грамматической стороны и связной речи. Также выделяют отсутствие органических речевых расстройств, отсутствие наследственной предрасположенности к дислексии, отсутствие расстройств, имеющих место в обширной области праксиса и гнозиса, сформированность произвольной моторики, достаточность слухо-моторных координации и чувства ритма.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Интерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячомИнтерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячом Мяч - один из самых простых и доступных видов спортивного инвентаря, он хорошо знаком нам ещё с нашего детства и до сих пор не теряет популярности.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные представления о процессе формирования навыка чтения
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 17:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД