МААМ-картинки

Современные представления о связной речи

Егорова Ольга
Современные представления о связной речи

В настоящее время успеваемость и успешность в школе дошкольника определяет уровень развития учебных навыков, а так же то как развиты речевые и познавательные процессы, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой, и на данный момент поэтому система дошкольного образования направленна на масштабную и охватывающую все процессы своевременную подготовку дошкольника к школе.

Публикация «Современные представления о связной речи» размещена в разделах

В том, что речь выделяется одним из главных критериев определения способностей ума у детей, можно сказать с уверенностью, а так же то, что одним из критериев умственной готовности к образовательным процессам в школе является речевая готовность ребенка. Четко обосновывать свои потребности и мысли, желания, правильно формулировать вопросы, без колебаний и каких – либо трудностей общаться с окружающими людьми, а так же быстро обучаться письму и чтению – то, что могут дети с правильно поставленной и хорошо развитой речью.

Такие авторы, как С. Б. Сокольникова и А. Ю. Чистобаева выносят на обсуждение особенности речевого онтогенеза ребенка с недоразвитием речи в совокупности с особенностями в рамках особенности внедрения ФГОС в дошкольные учреждения комбинированного вида. В своей работе авторы предусматривают преодолевание расстройств связной речи с помощью выполнения критериев ФГОС.

Ребенок с недоразвитием речи причисляется к группе детей с ограниченными возможностями здоровья, и поэтому чтобы преодолеть расстройства связной речи нужно создать определенные условия, так отмечают такие авторы, как Г. М. Вартапетова и Е. Э. Петрова.

М. В. Шорохова определяет преодоление расстройств связной речи у ребенка, как одно из направлений в сопровождении детей с расстройствами речи в учреждениях здравоохранения.

В своих исследованиях Е. П. Фур и Л. В. Коврыгина предоставили критерии диагностики и преодоления расстройств грамматической и лексической подготовленности детей с общим недоразвитием речи как базы связности их высказываний.

Актуальные направления к определению механизмов расстройств связного высказывания и особенностей диагностики изучаются в исследованиях Л. В. Ковригиной и А. А. Крупиной. И все же более структурированные понятия о связной речи предоставлены в лингвистической литературе. В данных исследованиях слова, словосочетания, и предложения, которые взаимообъеденены в один целый, четко структурированный, и правильно грамматически связанный для слушателя текст – это основа речи.

Как подчеркивал Ф. А. Сохин «связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя и то, как он строит свои высказывания, позволяет судить об уровне его речевого развития». Несформированность таких базовых понятий, как фонетика, лексика и грамматика могут быть причиной расстройств связной речи у ребенка дошкольного возраста. Побочные нарушения, которые могут наблюдаться у ребенка, и которые проявляются в несформированности ведущих психических процессов, могут надолго затормозить процесс обучения им навыков связной монологической речи.

Разная степень проявления речевого недоразвития у детей дошкольного возраста – один из принципов классификации составленной Р. Е. Левиной. Каждый уровень речевого онтогенеза у ребенка с общим недоразвитием речи предусматривает свои особенности проявления расстройства связной речи.

Абсолютное, а также практически абсолютное отсутствие речи, недоразвитие умений речевой коммуникации, использование простейших бытовых слов, также односложных предложений, а также практически абсолютном отсутствии фразовой речи – характеристика связной речи при первом уровне общего недоразвития речи.

Уровень «начатков фразовой речи», так характеризуется второй уровень речевой недоразвития. Речевые средства в процессе коммуникации используются постоянные, но искаженные в фонетическом и грамматическом отношении.

Третий уровень недоразвития речи, уровень «обиходной фразовой речи с проблемами лексико – грамматического и фонетического строя» является наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста. При употреблении развернутой фразы у детей выделяются фонетико – фонематические и лексико – грамматические трудности и расстройства. Недоразвитие фонематических процессов и отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи и перехода от диалогической формы речи к монологу, что отчетливо проявляются при составлении пересказа или описательного рассказа. В высказываниях в большей степени проявляются простые распространенные предложения, и также практически не наблюдаются сложные конструкции. Совершение ошибок в логической последовательности событий, перечисление действий, при правильном понимании логической взаимосвязи событий.

Стойкие неявно выраженные нарушения – так проявляется несформированность связной речи при четвертом уровне речевого онтогенеза. Эти стойкие нарушения проявляются в овладении детьми языковыми механизмами словообразования и словоизменения, а так же некоем своеобразие речи при составлении рассказа, выраженном в нарушении логической последовательности, пропусках главных событий и повторов отдельных эпизодов, «застревании» на его второстепенных деталях, использовании простых малоинформативных предложений.

У детей с общим недоразвитием речи высказывания определяются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, отсутствием четкости и последовательности изложения, а не на следственные причинные взаимоотношения действующих лиц. Всевозможные виды творческих рассказов, а так же текстов по образцу детям с общим недоразвитием речи воспроизвести очень трудно.

Сложности, которые возникают в процессе овладения содержательной и грамматической сторонами связного высказывания, проявляются при нарушениях связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста. Одновременно у дошкольников с общим недоразвитием речи определяются полноправные способности к овладению и усвоению труднейших законов языка, что в будущем обусловит им в полной мере обеспечить себе коммуникацию, используя развернутую связную монологическую речь.

Подготовила воспитатель корр. группы Егорова О. А. МБДОУ "Детский сад "318" г. Нижний Новгород

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные представления о связной речи
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 18:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД