Елена Сергеева
Современные проблемы в системе образования и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы в системе образования и пути их решения.
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования, по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Становится понятно, что изменяются и требования к педагогу. Возникает новая задача пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе ДОУ и начальной школы. В связи с этим обозначился ряд проблем. Так, как преподаватели излагали ребенку и наглядно демонстрировали определенные знания. Налицо преувеличение роли интеллектуальной доминанты, нарушались права ребенка на всестороннее гармоничное развитие. Это приводит к тому, что в школу приходит ребенок, как правило, имеющий низкий порог «школьной зрелости», и в целом не готовый к учению. Сегодня, в XXI веке, общество предъявляет новые требования к образованию. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Публикация «Современные проблемы в системе образования и пути их решения» размещена в разделах
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий,
кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными усилиями, собственным напряжением.
А. Дистервег
Именно поэтому центральной идеей является: Формирование учебных действий – умение учиться. Новая парадигма образования требует субъект – субъектных отношений. Формирование интеллектуальной активности личности, развитие её творческого потенциала. Развитие обучения носит компетентностный подход. Компетентность понимается, как готовность применять, использовать знания, умения и общие способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это знание в действии.
Выделяются: - личностная компетенция
- коммуникативная
- интеллектуальная
- общекультурная
- социальная
Основы этих компетенций у детей формируются на разных ступенях образования и закладываются в дошкольном возрасте, начальной школе, что формирует у детей познавательную активность и творчество. А от педагога требует умение создавать проблемные ситуации, пробуждать активную позицию ребенка в образовательном процессе.
Педагог должен учить детей добывать знания. Овладеть универсальными, учебными действиями должен каждый ребенок.
Пересмотр характера взаимодействия с детьми, это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.
Дошкольное образование в этих условиях призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладевать разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Средствами развития ребенка, для реализации этой важной цели, являются педагогические технологии, которые в обязательном порядке должны включать в себя такие показатели как: развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника; развитие способности самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности; развитие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности – способности общаться со взрослыми и сверстниками.
Если в дошкольном возрасте эти базовые основания не реализуются и подменяются принудительным обучением, ребенок становится пассивным и неспособным к саморазвитию. Чтобы этого не случилось, воспитателю в детском саду необходимо хорошо знать особенности детей дошкольного возраста и осуществлять их обучение на специфических видах деятельности, таких близких к их природным особенностям, как игра, изобразительная деятельность, конструирование, музыка, театр и пр., в рамках которых, при соблюдении интегрированного подхода, происходит наиболее эффективное развитие всех сторон личности дошкольника.
17 октября 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного». Где прописаны новые требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Провозглашенный сегодня принцип вариативности в образовании представляет нам, воспитателям возможность выбирать любые программы и технологии, включая авторские. Для организации педагогического процесса, что повышает его ответственность за результативность своего педагогического воздействия на ребенка. На сегодня в этом очень поможет программа «Гармония развития», автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Диана Ивановна Воробьева. Эта программа уникальна, ее отличает концепция интеллектуально – художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Диане Ивановне удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхности излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно – историческом развитии психики, автор выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человека. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности).
Особо хочется подчеркнуть: в программе четко прослеживается, что ребенок – это не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности. Образ ребенка, которого предполагается развивать, используя рассматриваемую программу, определяет и основной принцип, реализуемый в программе: меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Идеология, методология и содержание программы направлены на развитие у детей радостного ощущения своих растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности (включая самого себя – ребенка).
Литература
1. Программа «Гармония развития» Д. И. Воробьева.
2. Педагогика П. И. Пидкасистый, В. И. Загвязинский, Л. И. Маленкова, А. Ф. Меняев, В. М. Полонский.
3. Педагогика Бордовская, А. Реан.