Елена Семёнова
Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Любая технология включает в себя следующие составляющие: цель, средства, правила их использования, результат.
Педагогическую технологию можно рассматривать и как науку, исследующую и проектирующую наиболее рациональный путь обучения, и как систему алгоритмов, способов и результатов деятельности, и как реальный процесс обучения и воспитания.
Публикация «Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Цель взрослого - содействовать становлению ребенка как личности.
Основные требования (критерии, которые предъявляются к педагогическим технологиям : концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Рассмотрим основные понятия, которые используются при описании современных технологий обучения детей.
Концептуальность - каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.
Системность - педагогической технологии заключается в ее обладании всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, которые существуют в конкретных условиях, должны быть оптимальными по затратам и эффективными по результатам, а также гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – необходимо, чтобы было возможно воспроизведение образовательной технологии в других образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть эффективна в руках любого педагога, который будет использовать ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это психолого-педагогические идеи, заложенные в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, авторы предлагают использовать различные современные технологии. К числу современных образовательных технологий, используемых в ДОУ, можно отнести:
1. игровые технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. здоровьесберегающие технологии;
4. технологии исследовательской деятельности;
5. информационно-коммуникационные технологии;
6. личностно-ориентированные технологии;
7. технология портфолио дошкольника;
8. технология «ТРИЗ»;
9. технология интегрированного занятия;
10. технология уровневой дифференциации;
11. технология индивидуализации обучения;
12. технологии проблемного обучения.
Игровые технологии. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому она полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью игровых технологий, используемых педагогом в работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Взрослый использует дидактические игры, позволяющие научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Технологии проектной деятельности используются с целью развития и обогащения социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Использование проектной технологии в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Типы проектов:
1. По доминирующему методу (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)
2. По характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности)
3. По характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата)
4. По характеру контактов (осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
6. По продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Работа над проектом начинается с выбора темы, а затем составляется тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю.
Авторы предлагают выделять в работе несколько этапов работы над проектом:
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
II этап - разработка совместного плана действий по достижению цели (общее обсуждение, фиксация ответов на вопросы на большом листе ватмана «Что мы хотим узнать?», «Как нам найти ответы на вопросы?»)
III этап – практическая часть. (Исследование, экспериментирование, поиск, творчество, решение проблемных ситуаций, головоломок)
IV этап - презентация проекта. (Итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет).
Целью здоровьесберегающих технологий является укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Коррекционно-логопедическая работа будет успешна в том случае, если она будет вестись параллельно с укреплением здоровья. По наблюдениям педагогов и исследованиям гигиенистов видно, что качество усвоения программного материала, работоспособность, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями полностью зависят от состояния здоровья. В настоящее время существует
множество различных здоровьесберегающих методик, которые педагоги используют в коррекционной работе с детьми. Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз). Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия). Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно - игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению
грудной клетки. Развитие мелкой моторики пальцев рук помогает активному развитию речи детей. Массаж, используемый в
логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж
кистей и пальцев рук; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной
мускулатуры. Комплекс упражнений на релаксацию используется для
обучения детей управлению собственным мышечным тонусом. Это помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Психогимнастика способствует созданию условий для успешного обучения каждого ребенка. Сказкотерапия воздействует на личность ребенка через сказки. На занятиях по сказкотерапии дети
учатся составлять словесные образы. Куклотерапия основана на идентификации себя с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения. При помощи Су-Джок терапии проходит стимуляция высокоактивных точек, которые соответствуют всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Динамические паузы (физкультминутки) проводятся с целью профилактики утомления детей. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое время, и во время занятий. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Технология исследовательской деятельности используется с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. При организации работы над творческим проектом детям предлагается решить проблемную задачу, исследуя или проводя эксперименты.
Выделяют различные методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности. Это эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование; опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют давать знания детям с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). ИКТ являются перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. В основе использования этих технологий базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым. Использование информационно-коммуникационных технологий дополняет традиционные формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения, расширяет возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Преимущество компьютера перед классическим занятием в том, что анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
Программы бывают следующих видов: для развития воображения, мышления, памяти; игры-путешествия; обучение чтению, математике. На занятиях по математике можно использовать следующие игры : «Лунтик. Подготовка к школе» (автор - фирма «1С»); программно - методический комплекс «Учимся с Логошей» (авторы В. И. Варченко, Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина); программа «Арифметика. Три поросёнка против волка» (автор-ООО «Новый диск»)
Компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, учат классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог совместно с детьми изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам, создают условия развивающей среды, определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей. Поэтому в технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:
1. постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
2. подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
3. оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
4. заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника позволяет собрать личные достижения ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехи, положительные эмоции. Дает возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Функции портфолио:
диагностическая (отмечаются изменения и рост за определенный период времени);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
И. Руденко предлагает для портфолио следующую структуру, где каждый раздел получает название в зависимости от содержания этого раздела.
Раздел 1. «Давайте познакомимся»
Раздел 2. «Я расту!»
Раздел 3. «Портрет моего ребенка»
Раздел 4. «Я мечтаю…»
Раздел 5. «Вот что я могу!»
Раздел 6. «Мои достижения»
Раздел 7. «Посоветуйте мне…»
Раздел 8. «Спрашивайте, родители!»
Существуют разнообразные варианты портфолио. Все разделы портфолио заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология «ТРИЗ». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная цель этой технологии формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В дошкольном образовании технология ТРИЗ направлена на :
- активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания;
- расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ, методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ;
- постепенное использование детьми полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий, обучающая детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основные задачи использования технологии ТРИЗ в логопедической работе: обогащение и активизация словаря, развитие связной речи; развитие всех психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения; формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи; формирование в ребенке активной творческой позиции; развитие познавательной активности. Благодаря технологии ТРИЗ у детей логопедической группы развивается оригинальность мышления (самостоятельность, необычность, остроумность решения, его беглость (богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей, способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени).
Обучение по технологии ТРИЗ проводится в несколько этапов:
I этап - занятия даются как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
II этап – это «тайна «двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что–то в нем хорошо, а что-то плохо, что–то вредное, что–то мешает, а что–то нужно.
III этап — разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?».
IV этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами.
Технология интегрированного занятия. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. В интегрированном занятии используются межпредметные связи, предусматривающие эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование – объединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняющих друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии :
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».
Структура интегрированных занятий :
- вводная часть: проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
- основная часть: задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
- заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование)
Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
Более целесообразная интеграция областей: «Познание и Физическая культура»; «Познание: Математика и Художественное творчество»; «Музыка и Познание», «Художественное творчество и Музыка»; «Коммуникация и Художественное творчество».
В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии можно использовать также и следующие технологии.
Технология уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Данная технология предусматривает организацию педагогического процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, это дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Все зависит от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. За критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. По характерным индивидуально – психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:
-по возрастному составу;
-по полу;
-по области интересов;
-по уровню умственного развития;
-по личностно – психологическим типам;
-по уровню здоровья.
Основу технологии уровневой дифференциации составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Технология индивидуализации обучения направлена на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей. Эта технология способствует предупреждению неуспеваемости; формированию общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усилению учебной мотивации и развитию его познавательных процессов.
Технологии проблемного обучения направлены на усвоение способов самостоятельной деятельности. Способствуют развитию коммуникативных компетенций. Используются с целью организации активной деятельности детей по разрешению проблемы, активизации познавательной активности, развития мыслительных способностей.