Получи документы

Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации «Практические аспекты изучения семьи в ДОУ»

Анжелика Пяткова
Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации «Практические аспекты изучения семьи в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Практические аспекты изучения семьи в ДОУ

Автор -музыкальный руководитель

МДОУ ДС17 п. Трубный Челябинской области

Пяткова Анжелика Сергеевна

"ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Апробация современных технологий изучения семьи на практике в

дошкольной образовательной организации"

Для определения эффективности и анализа современных технологий изучения семьи в моей дошкольной образовательной организации я апробовала рисуночную технологию.

Публикация «Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации „Практические аспекты изучения семьи в ДОУ“» размещена в разделах

Рисуночную диагностику я проводила в средней группе МДОУ ДС №17.

Рисуночная методика «Моя семья» (модификация Н. П. Гришаева) принадлежит к проективным рисуночным методикам. Краткий анализ содержания и методики проведения диагностики показал, что проективные методики естественным образом вписываются в образовательный процесс не только как беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, как проблемная ситуация социального характера, что позволяет педагогу достаточно гибко выстраивать диагностическую работу.

Коротко об инструкция к тесту: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т. д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребенок рисует, педагог ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

-порядок заполнения свободного пространства;

-порядок появления персонажей рисунка;

-время начала и окончания работы;

-возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);

-время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;

-эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

Кто в семье самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

3 этап - интерпретация результатов теста,оценка общей структуры.

Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела, или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему. Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.

Если ребенок выше всех помещает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

Изучая и оценивая тесты детей, мы можем узнать, как к ним относятся близкие люди, отдалены они или любимы.

Мой опыт показывает, что данный метод естественным образом вписывается в образовательный процесс. Дети всегда с удовольствием рисуют на тему семьи, очень любят изображать события семьи, традиции, своих близких. Беседа по рисунку малыша – это всегда желанный рассказ ребёнка о том, что его радует и волнует. Это не только беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, что позволяет педагогу достаточно гибко выстраивать диагностическую работу.

Выстраивая дальнейшую работу, педагогу важно соблюдать конфиденциальность и такт по отношению к семье ребёнка. Только тогда, когда родители проявят готовность к беседе с педагогом по выявленным у ребёнка проблемам, педагог оказывает консультативную поддержку семье.

Итак, согласно моего проведенного маленького практического опыта,я подтверждаю, что создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи, как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничено тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества.

Рассматривая изучение семьи, как педагогическую проблему, мы определяем методы изучения семьи, которые требуют, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.

В практической части моего исследования я проанализировала эффективность диагностических методик изучения семьи в дошкольной образовательной организации. А анализ позволил грамотно осуществить отбор диагностических методик и определить наиболее эффективные в изучении семьи, апробируя их на практике. По моему мнению, рисуночные методики различной тематики естественным образом вписываются в образовательный процесс. Они направлены на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи. Применение данной диагностической технологии позволило мне расширить и углубить представления о семьях своих воспитанников, узнать о различных стилях воспитания в семье (авторитарном, демократическом). об умении родителей разрешать конфликты с детьми, о традициях семьи.

На основании полученной информации появилась возможность адресного сопровождения семей воспитанников с учётом выявленных проблем, повысился уровень консультативной работы с родителями.

Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с детьми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимоотношения с ребёнком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей, уже не считаются чем-то чуждым и находят применение в практике семейного воспитания. Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения буквДидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения букв Корней Иванович Чуковский написал стихотворение о чудо-дереве, на которм растут валенки, калоши, ботинки, гамаши и другие вещи. А я решила.

«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе Наверное, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации «Практические аспекты изучения семьи в ДОУ»
Опубликовано: 13 марта 2023 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации «Практические аспекты изучения семьи в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Пяткова (УИ 1734120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД