Лучший педагог года

Современные технологии способствующие развитию детской одаренности

Ивлева Марина Валерьевна
Современные технологии способствующие развитию детской одаренности

Доклад на педагогический совет

«Детская одаренность. Современные технологии способствующие развитию детской одаренности»

Воспитатель: Ивлева М В

Новокузнецк, 2018 г.

Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Публикация «Современные технологии способствующие развитию детской одаренности» размещена в разделах

Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.

Сегодня одаренными называют детей :

• с высоким уровнем творческих способностей;

• с интеллектом выше среднего;

• достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

• хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Психологи выделяют несколько видов одаренности :

• академическую (способность к обучению в широком смысле слова,

• интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое,

• психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства,

• художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Степень одаренности :

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей :

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

Одарённые дети в дополнительном образовании – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одарённых и талантливых детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Это самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Ведь не секрет, что научно-технический прогресс страны во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые дети в дополнительном образовании – это те дети, которые превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом раньше включиться в творческую жизнь. Вообще, детство имеет самостоятельную высочайшую ценность. Главная проблема в отношении одарённых детей – это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже теперь определиться с их умственной нагрузкой и определить виды дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям. Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и времени их освоения. При этом вид их деятельности определяется индивидуальными наклонностями каждого одарённого ребёнка. Одарённые дети в дополнительном образовании ориентированы в своей деятельности на освоении опыта интересующей их работы. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна и перспективна для всей системы дополнительного образования, поскольку одарённые дети в дополнительном образовании – это интеллектуальный потенциал и для развития самой системы дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одарённости, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Цель работы с одарёнными детьми : выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

К технологиям развития одаренных детей принято относить:

Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики) : формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.

Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализуются посредством применения таких форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.

Коммуникативно-деловые технологии. Формы: виртуальные конференции, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.

Проблемно-поисковые технологии. Формы: электронный семинар, проблемный видеопрактикум, Сократов диалог, кейс-методы, научный серпантин и др. ; способствуют развитию критического и творческого профессионального мышления, формируют навыки научно-практической, исследовательской деятельности.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей :

1. Создать систему выявления одарённых детей :

- психолого-педагогическое исследование;

- системное наблюдение за детьми из класса в класс;

- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

- системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

- нестандартные занятия;

- использование современных образовательных технологий на занятии в объединениях;

- индивидуальные образовательные маршруты;

- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

- работа с дополнительной литературой;

- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения,

- нестандартные задания;

- смотры и конкурсы, фестивали;

- отчётные выставки творческих работ и концерты;

- интернет-ресурсы.

Формы работы с одарёнными детьми, которые можно применять для работы с одаренными детьми :

- групповые занятия с одарёнными обучающимися;

- индивидуальные занятия, консультации;

- конкурсы;

- участие в фестивалях;

- публичные выступления;

- участие в городских, районных и областных мероприятиях;

- участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.

- круглые столы;

- информационно-практические беседы;

- информационные лектории с элементами практикума;

- обучающие семинары;

- творческие лаборатории родителей;

- привлечение родителей к совместной творческой деятельности;

- родительские педагогические тренинги;

- родительско-ученические капустники;

- обмен мнениями.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе педагог может использовать следующие методы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

В заключении скажу словами В. А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Развитие детской одаренности средствами внеурочной деятельности» (Из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. Н. Бухальцева, учитель начальных классов, МБОУ Шарагайская.

Современные педагогические технологии Кадохова Марина Анатольевна МБДОУ д/с № 96 г. Владикавказ Кадохова Марина Анатольевна, воспитатель Современные педагогические технологии.

Консультация для педагогов в ДОУ «LEGO конструирование как фактор детской одаренности» Введение Лего - конструирование – это вид моделирующей, творческо-продуктивной деятельности. Конструирование из строительного материала.

Презентация «Современные игровые технологии» «Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» «Модуль-игра» Слайд 1 Слайд 2 Понятие «Игровые педагогические технологии».

Презентация «Современные педагогические технологии в ДОУ.» Ирина Баркалова. Презентация " Современные педагогические технологии в доу. " Слайд № 1 Что такое И К Т? Информационная технология - это.

Современные образовательные технологии Консультация для воспитателей. Для достижения целей здоровьясберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств:.

Презентация «Современные образовательные технологии» Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые.

Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее.

Современные педагогические технологии в ДОУ Тема: «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены.

Современные здоровье-сберегающие технологии Презентация "Современные здоровье - сберегающие технологии". Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии способствующие развитию детской одаренности
Опубликовано: 14 июня 2019 в 18:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД